Приложение МААМ

Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии. Введение

Наталья Орлова
Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии. Введение
▼ Скачать + Заказать документы

Исследование на тему:

Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов

на уроках технологии

Автор: Орлова Наталья Александровна

Челябинск

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6

1.1 Понятие «нравственные ценности» 6

1.2 Особенности построение урока технологии 17

1.3 Сущность педагогических условий и их влияние на развитие нравственных ценностей 20

Публикация «Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии, Введение» размещена в разделах

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 32

2.1 Средства и методы организации исследовательской работы 32

2.2 Реализация педагогических условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии 35

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 39

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке в образовательной системе на первое место в воспитании учеников встал нравственный аспект. Именно в школе дети учатся оценивать и применять на практике моральные нормы.

Кто как не учитель, человек, имеющий возможность влияния на ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания значительное время. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому может помочь нравственное воспитание школьников, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее неотъемлемую часть этого процесса.

Значимость формирования нравственных ценностей подрастающего поколения подчёркнута в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где говорится, что законопослушность, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и т. д. зависят от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни; что наиболее системно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. В связи с этим повышается актуальность целенаправленного формирования нравственных ценностей школьников в образовательном пространстве, что требует поиска адекватных современным условиям способов организации данного процесса.

Несмотря на различные подходы к изучению нравственной сферы ребёнка, воспитание нравственных ценностей у школьников, как педагогическая проблема ещё недостаточно изучена. В связи с этим остаются не полностью решё нные следующие противоречия: между современным потребительским стилем существования и общекультурными ценностями, такими как добро, справедливость, уважение к другим и др. ; между требованиями ФГОС, а именно «программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся» и учебной программой по предмету «Технология»

В связи с этим проблема исследования заключается в необходимости определения педагогических условий для формирования нравственных ценностей на уроках технологии учащихся средних классов общеобразовательной школы.

Проблема определила тему нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии».

Цель исследования: создание педагогических условий формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии в пятом классе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.

Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии будет успешным при соблюдении следующих условий:

1) определены критерии и показатели, определяющие уровни сформированности нравственных ценностей у обучающихся 5 класса;

2) разработаны педагогические условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса, позволяющие совершенствовать образовательный процесс на уроках технологии.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методические источники по проблеме исследования.

2. Конкретизировать понятие «нравственные ценности», определить обусловленность формирования нравственных ценностей возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 5 класса.

3. Определить критерии и показатели, определяющие уровни сформированности нравственных ценностей у обучающихся 5 класса.

4. Разработать и экспериментально обосновать педагогические условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.

Методической основой исследовательской работы составили: теории ценностей в психологии человеческого бытия (Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубенштейн, В. Франкл и др., духовно-нравственного воспитания (О. С. Богданова, С. Ю. Дивногорцева, И. С. Марьенко и др., формирования нравственных ценностей (Е. Л. Руднева, И. С. Мальцева, С. В. Шестопалов, Н. Е. Щуркова и др.); исследования диалектики общечеловеческого и национального в содержании ценностей (Б. Л. Вульфсон, А. В. Гулыга, Н. Я. Данилевский и др.); положения возрастной психологии об особенностях младшего подросткового возраста (Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, А. А. Реан, Д. Б. Эльконин и др.).

Базой исследования В исследовательской работе приняли участие обучающиеся 5а (контрольная группа) и 5б класса (экспериментальная группа).

Этапы исследования:

Поисково-теоретический этап: проводился анализ и обобщение научно-методических источников по проблеме исследования, разработан понятийный аппарат, выявлены и охарактеризованы критерии и показатели сформированности нравственных ценностей, проведена первичная диагностика, выделены и описаны уровни сформированности нравственных ценностей учащихся пятого класса.

Опытно-экспериментальный этап: осуществлялась проверка сформулированной гипотезы исследования путём экспериментальной апробации педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное формирование нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.

Обобщающий этап: проводились анализ, систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных и их интерпретация с целью проверки результативности реализуемых педагогических условий, оформление результатов педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были

использованы методы:

теоретические методы: анализ научно-методических источников, обобщение;

эмпирические методы: беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; методы математической обработки статистических данных экспериментальной работы.

Структура квалификационной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Фотоотчёт «Зачётные работы учащихся 3–4 классов по технологии. Весенние аппликации» Часть перваяФотоотчёт «Зачётные работы учащихся 3–4 классов по технологии. Весенние аппликации» Часть первая Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию! Вот и наступили долгожданные каникулы. Но перед ними, в завершении.

Фотоотчёт «Зачётные работы учащихся 3–4 классов по технологии. Весенние аппликации» Часть втораяФотоотчёт «Зачётные работы учащихся 3–4 классов по технологии. Весенние аппликации» Часть вторая Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии. Введение
Опубликовано: 7 июля 2022 в 17:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии. Введение» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Орлова (УИ 296282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД