Наталья Орлова
Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии. Введение
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование на тему:
Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов
на уроках технологии
Автор: Орлова Наталья Александровна
Челябинск
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Понятие «нравственные ценности» 6
1.2 Особенности построение урока технологии 17
1.3 Сущность педагогических условий и их влияние на развитие нравственных ценностей 20
Публикация «Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии, Введение» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 32
2.1 Средства и методы организации исследовательской работы 32
2.2 Реализация педагогических условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке в образовательной системе на первое место в воспитании учеников встал нравственный аспект. Именно в школе дети учатся оценивать и применять на практике моральные нормы.
Кто как не учитель, человек, имеющий возможность влияния на ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания значительное время. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому может помочь нравственное воспитание школьников, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее неотъемлемую часть этого процесса.
Значимость формирования нравственных ценностей подрастающего поколения подчёркнута в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где говорится, что законопослушность, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и т. д. зависят от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни; что наиболее системно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. В связи с этим повышается актуальность целенаправленного формирования нравственных ценностей школьников в образовательном пространстве, что требует поиска адекватных современным условиям способов организации данного процесса.
Несмотря на различные подходы к изучению нравственной сферы ребёнка, воспитание нравственных ценностей у школьников, как педагогическая проблема ещё недостаточно изучена. В связи с этим остаются не полностью решё нные следующие противоречия: между современным потребительским стилем существования и общекультурными ценностями, такими как добро, справедливость, уважение к другим и др. ; между требованиями ФГОС, а именно «программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся» и учебной программой по предмету «Технология»
В связи с этим проблема исследования заключается в необходимости определения педагогических условий для формирования нравственных ценностей на уроках технологии учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Проблема определила тему нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование нравственных ценностей учащихся 5 классов на уроках технологии».
Цель исследования: создание педагогических условий формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии в пятом классе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии будет успешным при соблюдении следующих условий:
1) определены критерии и показатели, определяющие уровни сформированности нравственных ценностей у обучающихся 5 класса;
2) разработаны педагогические условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса, позволяющие совершенствовать образовательный процесс на уроках технологии.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методические источники по проблеме исследования.
2. Конкретизировать понятие «нравственные ценности», определить обусловленность формирования нравственных ценностей возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 5 класса.
3. Определить критерии и показатели, определяющие уровни сформированности нравственных ценностей у обучающихся 5 класса.
4. Разработать и экспериментально обосновать педагогические условия формирования нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.
Методической основой исследовательской работы составили: теории ценностей в психологии человеческого бытия (Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубенштейн, В. Франкл и др., духовно-нравственного воспитания (О. С. Богданова, С. Ю. Дивногорцева, И. С. Марьенко и др., формирования нравственных ценностей (Е. Л. Руднева, И. С. Мальцева, С. В. Шестопалов, Н. Е. Щуркова и др.); исследования диалектики общечеловеческого и национального в содержании ценностей (Б. Л. Вульфсон, А. В. Гулыга, Н. Я. Данилевский и др.); положения возрастной психологии об особенностях младшего подросткового возраста (Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, А. А. Реан, Д. Б. Эльконин и др.).
Базой исследования В исследовательской работе приняли участие обучающиеся 5а (контрольная группа) и 5б класса (экспериментальная группа).
Этапы исследования:
Поисково-теоретический этап: проводился анализ и обобщение научно-методических источников по проблеме исследования, разработан понятийный аппарат, выявлены и охарактеризованы критерии и показатели сформированности нравственных ценностей, проведена первичная диагностика, выделены и описаны уровни сформированности нравственных ценностей учащихся пятого класса.
Опытно-экспериментальный этап: осуществлялась проверка сформулированной гипотезы исследования путём экспериментальной апробации педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное формирование нравственных ценностей у учащихся 5 класса на уроках технологии.
Обобщающий этап: проводились анализ, систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных и их интерпретация с целью проверки результативности реализуемых педагогических условий, оформление результатов педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были
использованы методы:
– теоретические методы: анализ научно-методических источников, обобщение;
– эмпирические методы: беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; методы математической обработки статистических данных экспериментальной работы.
Структура квалификационной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.