Получи документы

Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы)

Ирина Лебедева
Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы)

Основная задача домов ребенка обеспечить здоровое, физическое и психологическое развитие ребенка – сироты или малыша временно определенного в дом ребенка в связи с жизненными обстоятельствами, адаптировать каждого маленького ребенка к будущей жизни в обществе. Поэтому главная цель моей профессиональной деятельности – развитие, воспитание, обучение основным жизненным навыкам, удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с взрослым, в новых ярких впечатлениях, положительных эмоциях. При этом особое внимание я уделяю развитию мелкой и крупной моторики.

Публикация «Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах

Удовлетворение органических потребностей детей обеспечиваю путем правильной организации режимных процессов, потребность в новых впечатлениях и положительных эмоций – посредством предметной деятельности, потребность в общении со взрослым – с помощью совместной и игровой деятельности.

В связи с спецификой контингента, представляющего собой детей с врожденными физическими и психическими аномалиями, наиболее сложным участком моей работы является организация игровой деятельности детей. Поэтому главным фактором, определяющим эффективность воспитания, считаю гуманность, сознательность и профессионализм. Целесообразно, чтобы во время самостоятельной деятельности детей воспитатель общался с каждым ребенком индивидуально, применяя тот воспитательный прием, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям данного ребенка.

В процессе воспитательной работы с детьми, создаю благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствующих умственному и физическому развитию. Изготовила специальные атрибуты, которые решают задачу формирования мотивации к деятельности, позволяет овладевать движениями такие как: волшебное дерево (сенсорика, глобус с изображением предметов; цветные мячи; цветные мешочки для метания; для профилактики плоскостопия; коврик с цветными пуговицами; коврик со следами, а также для комплексных занятий: цветные платочки; колечки с цветными ленточками; разноцветные листочки; цветные султанчики и многое другое.

Составила конспекты занятий по обучению понимания побудительных инструкций в процессе действия с предметами. Подготовила дидактический материал по развитию мелкой моторики рук.

Во время работы в доме ребенка с детьми, имеющими тяжелые нарушения в речевом и психическом развитии, руководствовалась различными методами, приемами, наработанными медико – педагогическим коллективом дома ребенка. Комплексное изучение детей педагогами и медперсоналом дает возможность наметить более эффективное лечение, а также систему коррекционно – воспитательного воздействия. Совместная работа очень важна она позволяет своевременно замечать те или иные изменения, которые происходят в детях.

Если в доме ребенка между взрослым и ребенком устанавливается тесная связь, если ребенок чувствует любовь, тепло, ласку, он становится спокойным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным, самостоятельным, в меру подвижным и послушным.

Заботливое отношение к каждому ребенку способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к окружающим, предупреждает возникновение конфликтов. Однако при этом всегда помню, как бы не были разнообразны и благоприятны условия для общения детей между собой, все же основным источником психического развития ребенка является взрослый человек.

В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нем, а также как условие всестороннего познания мира и всестороннего развития ребенка. Многогранна роль активной двигательной деятельности и в укреплении здоровья детей.

В своей работе придерживаюсь модели двигательного режима для групп раннего возраста. Наметила ряд мероприятий, которые, во – первых, помогли бы в создании благоприятной обстановки для развития движения детей в группе и на прогулке.

Я предлагала детям коляски, игрушки – двигатели, машины, разнообразные каталки, а также ведерки, сумочки. Детям нравится полифункциональный набор модулей, состоящий из бруса, призм, цилиндров. Они с удовольствием поднимают их, переносят, присаживаются на них. Использую его как на физкультурных занятиях, так и на играх. С помощью мягких модулей формирую и развиваю у детей зрительно – моторную координацию, моторные компоненты. Например, с детьми первой подгруппы по двигательной активности проводила игру «Прогулка в парк». Упражняла детей в технике ходьбы, развивала координацию движений. Малыши ходили по различным дорожкам. В качестве тропинок использовались модули, ребристая доска, массажный коврик, шнур. Подгруппа детей ползла к дорожке с ограниченной поверхностью прикрепленному к полу подвижному глобусу с изображенными знакомыми животными и игрушками. Они не уставали искать названную игрушку; катили на машине нему куклу и показывали ей, что нарисовано на глобусе.

Очень удобны на участке, так и в группе крупные плоскостные изображения петуха и кота. Легкие устойчивые фанерные фигуры выношу на улицу, дети играют с ними: идут к петушку и показывают гребешок, хвостик, бородку; катят мяч к указанной игрушке; идут перешагивая цветные палочки, к коту и прячутся за него; показывают коту как надо идти по дорожке из двух шнуров. Для лучшей ориентировки детей меняю эти фигуры местами как на участке, так и группе. Во время летнего – оздоровительного периода провожу занятия на свежем воздухе. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают работоспособность, способствуют развитию знаний о природе. Они оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей. На прогулке создаю оптимальные условия для выполнения одних и тех же движений в разных вариантах, что способствует автоматизации движений. Постепенно детей с более развитой моторикой учу ходить в прямом направлении. На прогулке удобно и полезно упражнять детей в навыках метания. Дети бросают в даль шишки и мешочки. Создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждают ребенка проявлять двигательную активность. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматривать как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта.

Чтобы заинтересовать детей летом, обогащаю участок персонажами, сделанными своими руками: матрешкой. Иванушкой, колобком с медведем, разноцветными флажками – побуждаю детей к движениям, но не только на участке, но и в группе.

Каждую неделю в группу к ребятам «приходит» новый персонаж. Привлекает внимание детей сюрпризная коробка. Чего только нет не в ней! И султанчики – с ними дети ходят по группе и по участку, и цветные флажки, и нарядные платочки, и ленточки с кольцами разные по цвету, и мешочки в форме цветов, листиков, шариков, мячи в форме яблок разное по цвету и величине. Это тоже способствует повышению двигательной активности детей, закреплению навыков, приобретенные ранее.

Маленьких детей привлекают яркие, образные игрушки и предметы. Детям нравятся разнообразные игры.

При формировании умения катать, бросать мяч предлагаю следующие игровые упражнения по показу: прокатить по желобку шарики, собрать в корзину шарики или рассыпанные шишки, бросит мяч двумя руками в корзину.

Предлагаю ходить между стульчиками, кубами, булавами, по ребристой доске. Детям нравится по несколько раз повторять одни и те же движения. Они выполняют их с удовольствием. Подбадриваю малышей к выполнению упражнений. Например: «Надя, пойдем в гости к мишке (по ребристой доске). Ваня принеси матрешку (пройти короткое расстояние, переступая через веревку, ленту). Побуждая ребенка подняться на горку, ласково подбадриваю его: «Максим ты хочешь подняться вместе с Лялей на горку? Топ, топ, топ ножками, молодец Максим».

В форме игровых, увлекательных упражнений предлагаю ребенку прокатить мяч к кукле-неваляшке, бросить его в корзину, покатать яркие шарики, собрать их. Стараюсь вызвать интерес у детей к движениям с помощью стихотворений и потешек, вставляя имя данного ребенка, это вызывает еще большее желание двигаться. «Ваня шел, шел и шишку нашел», «Ирочка, не уходи, наших деток подожди», «Наша Надя маленькая, Наденька удаленькая, пройди по дороженьке, топни Надя ноженькой»

Поощрение действий вызывает у ребенка желание еще и еще раз пойти по дорожке, перешагнуть палочку, догнать большой, а затем и маленький мяч. Неоднократное повторение движений способствует их качественному выполнению.

Одно и тоже пособие с детьми обыгрываю в разных вариантах, для разных основных движений. Например: к глобусу дети везут машинки с куклами, ползут, идут по дорожке из шнуров, катят мяч; машинку можно везти нагруженную кубиками; можно ее везти рукой, продвигаясь за ней на четвереньках по линолеумной дорожке; машинку можно везти под ворота; можно скатывать с горки и бежать за ней. Такое разнообразие движений с одной игрушкой, пособием, зрительным ориентиром позволяет расширять двигательный опыт детей.

В процессе работы я заметила, что в двигательной деятельности детей активнее воспринимают новые предметы, их свойства и качества. Они охотно скатывают с горки, подержав в руках разные по величине и окрасе мячи, им нравится выполнять задания с палкой, обручем, выкрашенным в яркий красный цвет.

В другой игре детям раздавала разноцветные цветочки, вырезанные из клеенки. Они с ними кружились, приседали. Затем я обращала внимание детей на зеленый коврик - полянку. Малыши вставали на коврик притоптывали, трогали коврик руками, узнавали какой он мягкий, а потом «сажали» цветы, т. е. клали их на ковер. Все это выполняли вместе со мной, с моей помощью.

Для оживления игры катание с горки сделала из клеенки и синтепона разноцветные и разной величины «яблочки». Дети с удовольствием использовали их в самостоятельной деятельности, прокатывали с горки, носили по группе, собирали их в сумочки. Детям моей группы очень нравится подвижная игра «собери шарики».

Дети ползут, идут, поднимают их и раскладывают по коробочкам. Игра эта всегда проходит с повышенной активностью движения и эмоциональным подъемом. В группе я побуждаю детей ходить по дорожкам, сделанным из разного материала: дерева, поролона, резины. При этом объясняю детям, что эта дорожка твердая, эта – мягкая и т. д.

Подлезают под дуги, ходят по ребристой доске, при этом я показываю детям, как надо выполнять то или иное движение, использую разнообразные игровые приемы. Дети с удовольствием выполняют движения вновь и вновь. Но в нашей группе есть дети. Которые не умеют самостоятельно ходить. Их я тоже не оставляю без внимания, учу делать первые самостоятельные шаги. Встаю перед ребенком и крепко беру за обе руки, побуждаю к ходьбе:

«Ходит Наденька с трудом. Топ – топ

В первый раз обходим дом. Топ – топ»

Постепенно отпускаю одну руку, а также хвалю и ободряю малыша. Если малыш самостоятельно уверенно стоит на ногах, отхожу от него на некоторое расстояние, зову его к себе.

«Ах, дубок, дубок. Дубок

Скоро Ванечке годок.

Ах, дубок, дубок, дубок,

Ходит Ваня: топ – топ – топ!»

Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

В группе живут дети с диагнозом детский церебральный паралич. Слежу, чтобы дети с церебральным параличом во время бодрствования не оставались более 20 минут в одной и той же позе. Для каждого ребенка по рекомендации врача и специалиста по лечебной физкультуре индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры, логопедических занятий. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Слежу за тем, чтобы ребенок не сидел в течении длительного времени с опущенной вниз головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течении дня ребенка несколько раз укладываю на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Если это положения для ребенка трудное, под его грудь подкладываю небольшой валик. Для развития контроля за положением головы в течении дня (2-3 раза) делаю упражнения.

Для развития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок и поручней.

Чрезвычайно важной задачей физического воспитания является максимальное расширение формирования представления окружающей действительности.

Создавая установку на успех, я делаю огромный шаг к успеху. Если мне интересно с детьми, а им интересно со мной, если я проявляю терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся. Не стоит ждать быстрого показательного успеха. Как показывает мой опыт, после занятий с детьми не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться.

Для стимуляции двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплексных стимулов: зрительных (большинство упражнений провожу перед зеркалом, тактильных (поглаживаю конечности, опора рук и ног на поверхность покрытую различными видами материи, усиливающей тактильные ощущения, ходьба босиком по песку (летом, применение различных приемов массажа.

Начиная с поступление ребенка в группу, в зависимости от возраста и степени адаптации, начинаю заниматься с ним следующими играми – упражнениями:

1. Сжатые кулачки ребенка нежно и осторожно массирую по наружному краю кисти – от мизинца к запястью. Массаж кистей провожу с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой – по наружной поверхности от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой – по подушечкам пальцев.

2. Расслабленную руку малыша захватываю в средней трети предплечья и не резко поднимаю вверх, немного ее трясу и легко опускаю на веки или губы ребенка как наиболее чувствительные зоны. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаю около губ, с тем, чтобы ребенок попытался захватить губами. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляется мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4-5 раз.

3. После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладываю круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; помогаю ему вначале удерживать этот предмет, а затем тяну к себе и кручу из стороны в сторону.

4. Для развития ощупывающих движений и формирования проприоцептивных ощущений кончики пальцев раздражаю щеткой. А затем в руку ребенка вкладываю различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания.

5. У детей с органическим поражением ЦНС развиваю умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребенок не протягивает к погремушке руки, глажу его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогаю ребенку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвешиваю к ноге яркий помпончик или колокольчик.

6. Далее побуждаю ребенка брать игрушку сверху, сбоку, снизу. Игрушки предлагаю различной формы, с различной поверхностью (губку, скругленные прищепки для белья, колечки, ткани). Побуждаю ребенка дать взрослому свою руку – протягиваю ему собственную руку, беру его за руку, поглаживаю, повторяю «Дай ручку».

7. Следующий этап: к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Слегка постукиваю пальчики по подушечкам.

8. Далее показываю различные действия с игрушками: как толкать мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.

9. Когда малыш освоит манипулирование предметами, показываю следующие действия:

• Как покатать машинку или мячик;

• Открыть – закрыть коробку, кастрюлю крышкой;

• Покачать, покормить куклу;

• Положить кубик на кубик (снять);

• Выполнить «ладушки», «до свидания»;

• Поиграть с «Сороку» и др.

Игрушки берутся разные – большие и маленькие, различные на ощупь, тряпочки (их можно подобрать парами – по цвету, по рисунку, по текстуре, шарики, колечки, кубики.

Показыванию ребенку нанизывание колец на стержень.

10. После предлагаю ребенку вкладывание – вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать малышу рвать на мелкие кусочки любую бумагу. Малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; можно предложить перебирать деревянные бусы; вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки – сначала на конус, затем на стержень.

Такие игры помогают ребенку совершенствовать работу двумя пальцами. Важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы это движения были достаточно энергичными. Очень хорошо тренируют движения игры с пальчиками, например, «Колечки» : взрослый смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным, мизинцем по очереди сначала на одной руке, затем на другой : «Пальчики здороваются, целуются и прощаются». Лучше это делать под ритмичную песенку.

Важно помнить – для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.

С нормализации кисти и пальцев рук начинается и развитие зрительно – моторной координации. При этом использую следующие принципы:

• Систематичность проведения упражнений;

• Последовательность – сначала на правой руке, затем на левой, при успешной проведении на правой и левой рук – на обеих одновременно;

• Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, - это очень важно для поддержания у ребенка интереса к упражнениям.

В своей группе я создала уголок, где собрала Монтессори – материал и использую его в каждодневной работе со всеми детьми группы. Совершенствование мелкой моторики способствует развитию мелкой моторики рук, что само по себе является важнейшим фактором дальнейшего совершенствования общей моторики. Наиболее важным разделом работы с детьми раннего возраста является правильная организация двигательной активности детей в течении дня, обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка.

В соответствии с этим, в своей работе использую коррекционно – развивающий блок. В него входят коррекционные занятия по развитию движений, подвижные игры, пальчиковая гимнастика.

Основной же формой систематического обучения детей физическим упражнениям является занятие по развитию движений. Развитие основных движений в младшем возрасте направлено на последовательное обучение детей двигательным навыкам и умениям. Совершенствование ходьба, ползание, лазанье, малыши с удовольствием катают и бросают мяч. У детей улучшается восприятие, формируются простейшие мыслительные операции, умение подражать действиям взрослых.

Прежде всего, определяю, какими физическими навыками владеют дети, когда поступают в группу. Стараюсь установить контакт с малышами, вызываю его расположение, направляю в нужное русло, увлекаю полезной для него деятельностью, создаю условия для выполнения разнообразных движений, переключаю его внимание на игры, в процессе которых ребенок будет удовлетворять свою потребность в движении, освоит или закрепит необходимые двигательные навыки. Для этого провожу индивидуальные игры – занятия с каждым ребенком. Индивидуальное общение помогает сблизиться с ребенком. Часто во время игры беру ребенка на руки, сажаю его на колени, кладу его ладошки на свои, играю его пальчиками, нежно называю ребенка по имени. Выяснив, навыки развития движений и учитывая индивидуальные особенности, делю детей на подгруппы по два, но со многими занимаюсь индивидуально.

Научила детей ходить «стайками» за мной и использовать игровые, словесные приемы:

Зашагали ножки топ-топ-топ

Прямо по дорожке топ-топ-топ

Ну-ка веселее топ-топ-топ

Вот как мы умеем топ-топ-топ.

В состав каждого занятия включаю ходьбу с постепенным ее усложнением, например, вначале использую ходьбу в прямом направлении – зову ребенка: «Иди ко мне, иди», «Принеси мне мяч», причем расстояние, которое должен преодолеть ребенок постепенно увеличиваю. При их выполнении ребенок проходит определенное расстояние, изменяет направление, переступает через лежащее на полу препятствие (шнур, лента, кирпичик).

В своей работе руководствуюсь следующим принципом: пока ребенок не овладеет движением, сохраняю одни и те же условия его выполнения. Например, Саша Т. и Вика Ш. не умели подниматься по опрокинутой вверх дном ящик(50*50*15) и спускаться с него, несмело ходили по наклонной доске. В течение нескольких занятий я использую одни и те же пособия (ящик, наклонную доску, каждый раз старалась заинтересовать детей новой незнакомой им игрушкой, чтобы вызвать у них желание выполнять упражнение.

Основной прием, который использую в обучении детей движениям – оказание помощи, сопровождающейся словесными указаниями, пояснениями: «Подними высоко ножку, поставь ящик» (при этом поддерживаю ребенка).

Чтобы малыш испытывал радость от выполнения движения, действия, обучение осуществляю на эмоционально положительном фоне. Широко применяю игровые приемы. Так показываю, как входит на ящик и сходит с него кукла Таня. При перешагивании через обруч прошу «войти в домик» и «выйти из домика».

При определении нагрузки в процессе обучения двигательным навыкам к каждому ребенку подхожу индивидуально.

Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей является развитие их интереса к движению. Учебно-воспитательный процесс стал более легким и плодотворным, и способствующим формированию у детей положительного отношения к окружающей деятельности, к предмету, с которым им приходится заниматься, к воспитателям, к сверстникам, к себе. Стараюсь очаровать ребенка предметом: «Мяч круглый, веселый, прыгает, играет с нами». Вы должны к нему хорошо относиться, чтобы он от вас не убегал. Укатился - догоните. Посмотрите, какой он красивый, как он прыгает! Как катится! Вот какой мяч! Очаровать ребенка предметом легко. В каждом предмете есть столько интересного для него. Постоянный контроль со стороны медиков и старшего педагога, методическая помощь в дифференцированном руководстве движениями детей дали положительные результаты.

• Каждый ребенок стал двигаться достаточное время в период бодрствования;

• Движения детей престали быть хаотичными, они хорошо ориентируются в группе, на участке;

• Дети всегда заняты, эмоциональны.

Физическое воспитание осуществляются в процессе всей жизнедеятельности ребенка; в процессе режимных моментов, на всех занятиях на прогулке.

При организации педагогической работы я стараюсь учитывать особенности нервно – психического развития детей моей группы, низкую сопротивляемость организма детей, особенно их нервной системы, тесную взаимосвязь и взаимозависимость физического развития, нервно- психического развития, здоровья и поведения; наличия у детей большой потребности в двигательной активности, в положительных эмоциях, в общении со взрослыми. Контингент детей, воспитывающихся в нашем доме ребенка, имеет свою специфику. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т. п.

В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нем, а также как условие всестороннего развития ребенка. Многогранна роль активной двигательной деятельности и укрепления здоровья детей, формирование их личности.

Наша задача состоит в том, чтобы создать ребенку необходимые условия.

Для этого требуется совсем немного – теплота, ласка, личное общение с каждым воспитанником – вот важнейшие условия, от которых зависит здоровье и развитие детей. Значительными результатами достигнутыми много как воспитателем, считаю обеспечение эмоционального благополучия ребенка в течении дня, организация здоровьесберегающего пространства в группе.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы МБДОУ) СЛАЙД 1. Наше дошкольное учреждение имеет статус компенсирующего. Все шесть групп в нем логопедические, а все дети, по заключению ПМПК,.

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе (из опыта работы) Дети моей группы в этом учебном году стали первоклассниками. Но они вместе с родителями часто заходят к нам в детский сад и рассказывают.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы) Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Из опыта работы. Воспитатель: Демьяненко Ю. В. МБДОУ «Детский сад №306».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей в ДОУ»Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей в ДОУ» В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. По Федеральным.

Из опыта работы воспитателя «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Из опыта работы воспитателя «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Для достижения гармонии с природой, самим.

Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста»Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Несомненна актуальность и просто.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов. Доклад из опыта работы. В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста (2–2,5 года) Известно, что развитее мелкой моторики связано с развитием левой лобной и левой височной областей головного мозга. Эти отделы отвечают за.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры речи. (Из опыта работы воспитателя) Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры речи. (Из опыта работы воспитателя) Речь охватывает все стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы)
Опубликовано: 4 января 2017 в 20:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД