Глушкова
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Глушкова Елена Владимировна
Огилько Надежда Ивановна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 92»
Алтайский край, г. Бийск
Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста
Аннотация. В современном мире стала большой проблемой безопасность детей. Дети оказались наиболее уязвимыми в мире взрослых. Поэтому стала актуальна тема безопасности детей дошкольного возраста в быту, на улице, а также в социуме. Ребенок не может самостоятельно разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому появилась необходимость разработать программы по безопасности детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: безопасность, социум, культура, окружающий мир.
Такие выдающиеся ученые как М. В. Ломоносов В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, В. А. Левицкий, и др. занимались разработкой многих вопросами безопасности жизнедеятельности.
В научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной и др. были освещены вопросы формирования основ безопасности детей дошкольного возраста.
Таким образом, изучение трудов отечественных и зарубежных экспертов показывает, что данная проблема актуальна.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются: Конвенция о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании», где четко описаны требования работы по безопасности с детьми дошкольного возраста.
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Главной задачей является – жизнь, здоровье и безопасность ребенка. Основной вопрос заключается в том, как объяснить детям дошкольного возраста, что можно делать, а что нельзя. Тем самым основная задача взрослых педагогически правильно подготовить ребенка к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Ребенок без помощи взрослых не сможет определить степень опасности, поэтому мы должны дать ему правильные, а также и элементарные знания по безопасности. Стоит отметить, что у детей дошкольного возраста нет опыта и навыка общения в социуме, отсутствует защитная реакция на угрозу.
Психологические особенности ребенка дошкольного возраста позволяют нам, взрослым, изменить его место в социуме. Ведь именно с дошкольного детства, ребенок начинает строить отношения с другими людьми, выходя за рамки привычных семейных отношений. Он начинает активно познавать окружающий мир, открывает для себя новые сферы деятельности. Его жизненный опыт еще мал, поэтому он быстро накапливает новый. Изначально ребенок адаптируется к жизни в своей семье, и только потом в его жизни появляется детский сад. Детский сад – это место, где ребенок проводит значительный промежуток времени. Именно в детском саду ребенок закрепляет и расширяет представление о безопасности, полученные в семье.
Наша задача обеспечить ребенку эффективность формирования культуры безопасного поведения, помочь ему в усвоении знаний по безопасности, в накоплении собственного опыта поведения в чрезвычайных ситуациях.
Любое событие, выходящее за рамки его привычного быта, может привести ребенка к опасной ситуации, в которой он не будет знать как правильно себя повести. Основная цель каждого взрослого человека по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.
Что же такое безопасность? Безопасность для ребенка — это, умение правильно применять полученные знания в экстренных ситуациях.
Итак, вернемся к вопросу: что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот, казалось бы, обыденный вопрос должен знать каждый ребенок. В силу своего возраста дети допускают ошибки в своих действиях, так как не понимают и недооценивают уровень опасности.
Ребенок дошкольного возраста начинает знакомиться с базовыми основами безопасности с помощью разнообразных средств. И ведь именно они становятся источниками познания мира ребенка. Каждое средство важно как само по себе, так и во взаимосвязи с другими методами и приемами. Только объединив все средства, методы и приемы мы получим единый педагогический процесс.
Одной из образовательной области, в которой решается задача по формированию
основ безопасного поведения ребенка дошкольного возраста является социально – коммуникативное развитие. Содержание работы в данной области направлено на развитие всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, с учетом его психологического развития.
Рассмотрим различные методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасностями поведения : словесные; практические; наглядные.
Словесный метод подразумевает собой беседы, «ситуативный разговор», загадки, сказки, рассказы, стихи. Практический метод включает в себя дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно – ролевые игры, игровые ситуации, экскурсии. Наглядный метод объединяет в себе мультфильмы, иллюстративный материал.
Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить представление ребенка о безопасном поведении, помогает использовать разные способы изучения нового материала. Нетрадиционные способы подачи материала делают образовательную деятельность яркой, не забываемой. Разнообразные презентации по формированию безопасного поведения ребенка дошкольного возраста создают образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Большую роль в формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста играет художественная литература. Она заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Огромную роль в формировании основ безопасного поведения ребенка дошкольного возраста играет предметно – развивающая среда. Правильное оформление развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает успешное усвоение ребенком образовательных задач, направленных на формирование безопасного поведения в социуме, на улице, дома, на дорогах, при общении с животными ит. д.
Что же входите в предметно – развивающую среду – это уголки безопасности, дидактические игры, раскраски, художественная литература, макеты по правилам дорожного движения, иллюстрации и т. д.
Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Каждый ребенок, прежде всего, берет пример с взрослых, поэтому важно объяснить родителям актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Участие родителей в формировании основ безопасного поведения ребенка дошкольного возраста обеспечит скорейшее усвоение и овладения правильного поведения в экстренных ситуациях.
В работе с родителями используем информационно-аналитическое, наглядно – информационное, познавательное и досуговое направление - это анкетирование родителей, тематические родительские собрания, семинары-практикумы; организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий. Так же сюда входит разработка памяток, папок-передвижек, совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ.
Воспитание детей дошкольного возраста в контексте ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.
Таким образом, формирование основ безопасности детей дошкольного возраста, является приоритетной задачей дошкольного образования. Задача взрослых объяснить каждому ребенку основные принципы поведения в опасных ситуациях. Мы должны максимально ограничить детей от основных источников опасности, научить их самих распознавать степень той или иной угрозы, правильно находить выход их сложившейся ситуации. Поэтому главной задачей дошкольного образования является не только охрана жизни и здоровья ребенка, но и обеспечение безопасности детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Описание книг
Книга одного
автора
Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К. Ю. Белая. – М. : Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
Книга одного
автора
Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет : Парциальная программа / Л. Л. Белая. – СПб. : ООО Издательство Детство-Пресс, 2018. – 160с.
Книга одного
автора
Шипунова, В. А. Детская безопасность : Учебно-методическое пособие / В. А. Шипунова. – М. : Цветной мир, 2013. – 96с.
Книга двух
авторов
Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие с семьей / Л. Л. Тимофеева, Н. И. Королёва. – СПб. : ООО Издательство Детство-Пресс, 2015. – 176с.
Книга трёх
авторов
Стеркина, Р. Б, Учебно-методическое пособие по основам безопасности / Р. Б. Стёркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева. – СПб. : ООО Издательство Детство-пресс, 2005. – 144с.