Папки-передвижки

Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников: Актуальность и Необходимость.

Светлана Удовенко
Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников: Актуальность и Необходимость.

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников: Актуальность и Необходимость,» размещена в разделах

С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно– транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно помнить, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

Трудами многих учёных созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение трё х задач:

1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных или предупредительных мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах: Безопасности формула есть :

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза для жизни;

- возможность нанесения ущерба здоровью;

- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Опасности на улице. Одной из серьёзнейших проблем любого города и области является детский дорожно–транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удаётся. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в не установленном месте, выход из–за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде, так далее. Беспечность детей на дороге зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения к законам. А цена этому – детская жизнь.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. В связи с этим традиционные формы, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, мы использовали лишь частично и больше внимания уделяли организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с раннего возраста. Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы воспитателя.

Однако проблема формирования у детей знаний о безопасном поведении на дороге – не компания одного дня, целенаправленная систематическая работа на протяжении ряда лет. Систематическая работа по обучению детей Правилам дорожного движения должна проводиться по принципу «от простого к сложному».

Основная цель нашей работы : научить каждого ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамическом мире.

Начиная работу над этой проблемой, мы поставили перед собой следующие задачи:

- познакомить с работой светофора;

- расширить знания детей о Правилах дорожного движения;

- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение «Пешеходный переход», «Дети» и т. д;

- познакомить с классификацией транспорта: водный, наземный и воздушный;

- познакомить с профессией регулировщика;

- расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения;

Чтобы реализовать эти задачи работу разделили на два этапа. Первый этап работы – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который мы могли опереться. Такая диагностика помогла нам определить знания и навыки детей, уровень их возможности. Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками ГИБДД, организованной системой занятий. В тематическом планировании предусмотрели различные формы работы с детьми : практические занятия, свободная игра, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, беседы с детьми, экскурсии, развлечения, взаимодействие с родителями. Организуя разнообразные активные формы работы с детьми, тем самым решаем и другие задачи: закрепляются навыки чтения, развивается речь, мышление, творческие способности, расширяется словарный запас, формируются навыки общения, сотрудничества, коллективного творчества. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится в течение всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей. Чтобы работа проходила на должном уровне, нами был оформлен «Центр пешеходных наук», где находятся атрибуты к сюжетно--ролевым, дидактическим и подвижным играм, настольные макеты городских улиц и дорог, дорожные знаки, разные виды транспортного средства и др.

Большое место в организации нашей работы принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Во время игры идет основная передача ребенку знаний, умений и навыков. Устраиваем игры- соревнования «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», делаем инсценировки «Мы едем, едем, едем…». В дидактических играх «Наша улица», «Светофор», «Логические дорожки», «Угадай, какой знак» уточняются и закрепляются представления детей о правилах дорожного движения.

Обучая Правилам дорожного движения, учитываем принцип интеграции – взаимосвязь разных видов деятельности, так как считаем, что обучение правилам дорожного движения должно пронизывать всю жизнь ребёнка. Например, чтобы познакомить детей с дорожной азбукой, организуем экскурсии к проезжей части дороги, по улицам города; беседы(«Улица города», «Правила дорожного движения», проводим сюжетно – ролевые, подвижные игры («Светофор», «Умелый пешеход», «К своим знакам») и дидактические, читаем художественную литературу (В. Семернина «Запрещается-разрешается», А. Северного «Светофор», И. Лешкевича «Азбука безопасности», С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», разгадываем загадки и т. п. Интегрируем содержание педагогического процесса при решении воспитательно – образовательных задач, это даёт возможность осуществлять в единстве познавательное, образовательное, эмоциональное, практическое развитие личности каждого ребёнка. Представления о Правилах поведения пешеходов на улице, движении транспорта, о труде шофёра имеют важное воспитательное значение. Они помогут ребенку в дальнейшем освоить более сложный материал.

Проводя работу по обучению правил дорожного движения, используем ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам («Наш город и его транспорт», «Веселый грузовик», «Безопасность на дороге»).

Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыков движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений, идеально подойдут для этого прогулки в парке, экскурсии, путешествия и т. д. Например, прежде чем пойти с детьми на экскурсию, предлагаем им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначаем двух ребят, которые ведут всю группу по намеченному маршруту. Педагог идет рядом, но дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.

Осуществлять задачи обучения по правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Поэтому разрабатывали и проводили с родителями беседы, консультации, тренинги, организовываем «круглый стол» и анкетирование по теме, которые делают более понятным смысл запретов и способов безопасного поведения детей и взрослых. Систематически выставляем материалы по обучению детей правилам поведения детей на улице, в общественном транспорте (папки – передвижки, ширмы («Взрослые! Вам подражают!», «Внимание, дорога!», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода). Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они еще активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся вместе с нами, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических и ролевых игр.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения. Целенаправленная работа дала позитивные результаты: у детей появился интерес к изучаемой теме, выработалась потребность в соблюдении правил дорожного движения, целесообразно действовать в сложных ситуациях на дороге, улице и т. д.

Публикации по теме:

Безопасность жизнедеятельности.Безопасность жизнедеятельности. В нашем детском саду «Лучик» проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным. Обеспечение безопасности себя и своих.

Правила дорожного движения глазами юного пешеходаПравила дорожного движения глазами юного пешехода Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение своей безопасности и безопасности своих детей становится всё.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников: Актуальность и Необходимость.
Опубликовано: 13 марта 2015 в 21:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД