Татьяна Камынина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей посредством использования метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Знание и соблюдение правил безопасности только тогда становятся естест-венными в поведении человека, когда они привиты с детства, которые нужно четко знать и выполнять. Поэтому цель такой работы научить дошкольников оберегать и защищать себя, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей посредством использования метода моделирования» размещена в разделах
Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, яв-ляется использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделиро-вания. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в ОБЖ – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, способствует запоминанию полученной информации, является обобщённым отражением знаний.
Слайд 2. Под моделированием ситуации (или ситуативно-имитационное моделирование) понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения.
Слайд 3. Для осуществления метода СИМ важно учитывать специальные условия:
введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге;
организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности.
предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности.
Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельно-сти. Выбор ситуации зависит от заинтересованности детей, но наибольший ре-зультат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры.
Слайд 4. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.
Проблемы, которые ставятся перед детьми на занятиях и в повседневной жизни заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обоб-щать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.
Слайд 5. СИМ я осуществляю чаще всего во II половине дня. Например, такие ситуации как «Перекресток», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности.
Слайд 6. Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда).
Слайд 7. Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с жи-вотными.
Слайд 8. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой», а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Моделирование таких ситуаций, как «Незнакомка на игровой площадке», «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации.
Кроме того, мною рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть или смоделировать разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.
Когда у детей накопится достаточное количество знаний о данной теме, с детьми подготовительной к школе группы можно использовать моделирование таких ситуаций : дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать?., подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.
СИМ дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в си-туацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно за-бить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т. д. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.
Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Слайд 9. Огромное место в СИМ имеет иллюстрированный материал. На-пример, специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуа-ции опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника, мы используем и предметно-пространственную среду.
Вариант разыгрывания ситуации: В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак
Х – нельзя пользоваться.
! – осторожно пользоваться.
По итогам моделирования важно вспомнить вместе с детьми правила безо-пасности :
• Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во- вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья по-суды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.
Слайд 10. По такому же типу целесообразно научить детей составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками», использовать мнемотехнику, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация с целью подведения детей к формулированию правил безопасного поведения. Используя опорные схемы, дети самостоятельно добывают информацию, проводят исследование, применяют полученные знания и правила на практике. Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.
Слайд 11. Например: «Какое место подходит для купания?» Детям дается несколько вариантов:
• крутой берег,
• быстрое течение,
• поваленные деревья,
• пологий берег, песчаное дно,
• прибрежные водоросли
Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух.
В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их при-менять в жизни.
Заключение
Моделирование, проигрывание ситуаций, а так же элементы поисково- ис-следовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.