Папки-передвижки

Формирование основ духовно-нравственного воспитания

Елена Махрова
Формирование основ духовно-нравственного воспитания

В наш век технического прогресса, кибернетики и компьютеризации, люди стали забывать о самом главном: ребенке, душе, человечности! Взрослые стараются вложить в малыша массу современных знаний, часто забывая о нравственных ценностях!

Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (п. 1.6. ФГОС ДО)

Публикация «Формирование основ духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут воспитывать знания как птицу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности». Ш. А. Амоношвили.

В дошкольном возрасте формируется основа духовно-нравственной системы. В свою очередь, духовно-нравственное воспитание дошкольник формирует личность маленького человека, а общественный заказ современной России – возрождение и сохранение традиций.

В современном ритме жизни, в погоне за земными благами, родители часто вынуждены отдавать ребенка в сад на все 12 часов! И мы – педагоги, заменяем детям маму. ДОУ посещают дети до 7 лет, т. е. невинные младенцы - ангелы. Имеет ли право педагог не дать им любовь? Любовь, которая не завидует, долго терпит, не завидует, не бесчинствует, никогда не перестает.

Дети наше будущее, наша копилка – что мы туда положим, то и возьмем.

Тихон Задонский сказал: «Ребенок, как деревце, чтоб вырасти необходимо иметь опору. Так и дитя: научим добру – будет добрым, научим злу – получим зло».

Получается, что мы – педагоги – будущее! Каким оно будет зависит от нас. Так с чего начать воспитание? Надо заявлять, проговаривать истинные ценности, чтобы дума ребенка услышала их, и он научился хранить и беречь то, что у него есть. Вот тогда сформируется важнейший мотив в его душе – волевая направленность на заботу, на переживания, на хранение, на оберегание, на благодарность.

Как же все это сделать?

В своей работе я прежде всего хочу приобщить ребенка к нашей истории – истории Руси, а уроки истории – это уроки нравственности. Взаимодействие с родителями – одно из приоритетных направлений в моей работе: это и открытые показы НОД, совместная деятельность (лепим жаворонков, голубков к православным праздникам, красим яйца, печем куличи, блины, экскурсии в храмы., беседы со священником, сотрудничество с воскресной школой Преображенского храма: совместное празднование православных праздников, показ детьми разных сказок.

О сказке хочется сказать отдельно! Через нее мы можем адаптировать Евангелие, притчи, заповеди божьи. Через «Три поросенка» С. Михалкова, мы расскажем о человеке, который построил дом на песке, без фундамента, и он рухнул, а фундамент – это духовные ценности в нас самих. Через «Колобок» о главной заповеди для детей – послушании. Нанайская сказка «Айога» – трудолюбию и почитанию родителей. А. Барто «Игрушки» – заботе, любви, состраданию. Поэтому мы с детьми часто ставим театральные постановки по мотивам русских народных сказок, их показываем не только воспитанникам наших детских садов, но и в воскресных школах.

Через любую деятельность в детском саду ребенку можно провести духовно-нравственное воспитание. На занятиях по художественному развитию мы рисуем храмы, украшаем купола; ознакомление с окружающим миром – рассказываю об архитектуре, о храмах, о зодчестве Руси. На музыкальных занятиях разучиваем калядки. На физкультуре – народные игры. На Масленницу угощаем всех блинами и не для того, чтоб соблюсти языческие традиции, а по православию – накормить ближнего. На «День мамы» совместно дети и мамы объясняют значение русских пословиц.

Цикл бесед «История одной вещи» – отбрасывает ребенка назад, в годы бабушек и прабабушек, и с каким наслаждением и интересом они слушают про русскую печь, прялку, подсвечник, икону, колокола.

Создание развивающей среды группы в этом направлении помогает ребенку увидеть другие предметы, не современные, а рукотворные, несущие тепло рук и истории. (вышивные скатерти, кружева, выставка колокольчиков, куклы в русско-народных костюмах, народная игрушка)

Собирая совместно с детьми храмы (3D пазлы) я наблюдала бережность и высокий интерес, и им не хотелось сломать постройку.

В нашем детском саду мы проводим конкурсы рисунков и конкурсы стихов Святое Рождество.

А с каким интересом дети лепят и украшают пасхальные пряники, яйца и как радуются родители такому подарку.

Ребенку важно быть значимым, нужным, полезным! И мы эту потребность реализуем – участвуем в благотворительных акциях на Пасху.

Вся эта работа закладывает в душе ребенка добро, созидание, сострадание. Вряд ли им захочется что-то разрушить.

Дети – наше будущее, наша копилка – что мы туда положим, то и возьмем. В книге Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого, Афонского подвижника XVI ст говорится: «самое невинное и нежное – наши дети – в конце времен превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов!»

И мы обязаны хотя бы попытаться сделать детей – наше будущее – добрее и чище. Все начинается с детства – именно тогда закладывается характер, душа начинает медленно раскрываться навстречу добру, первые ростки любви позволяют ощущать незримое присутствие Бога.

Как важно, чтобы эти ростки не зачахли, а развилось в большое дерево, тогда всем живущим рядом будет просто и тепло. В наше время воспитать ребенка трудно, мир таит много соблазнов и задача педагога – показать истину!

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Подготовил учитель логопед МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ «Огонёк» «Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов» Островский Н. А. Духовно-нравственное воспитание в Восстановительном Центре детской.

Видеоролик «Праздник как средство духовно-нравственного воспитания в ДОУ» В настоящее время Россия переживает непростые времена. Материальный мир стал доминировать над духовным: большинство семей озабочено решением.

Представление собственного иновационного педагогического духовно нравственного воспитания детей «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Презентация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания
Опубликовано: 12 января 2018 в 15:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД