Формирование основ гражданственности у дошкольников

Пищулина Оксана
Формирование основ гражданственности у дошкольников

Сейчас Россия переживает глубокие преобразования во всех сферах жизни, и особенно сегодня она нуждается в формировании общества, состоящего из граждан-патриотов, которые действительно любят свою страну, активно участвуют в ее жизни и развитии, испытывают гордость за достижения государства, чтят историю, помогает своим соотечественникам. Поэтому воспитание гражданственности является важной задачей для нашего государства.

В последние годы заметно активизировалась деятельность государства по формированию у граждан России основ гражданственности, патриотизма, гордости за свое Отечество. Об этом свидетельствуют такие документы, как:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» утвержденная 30 декабря 2015 г. целью, которой является укрепление духовно-нравственных ценностей. Программа ориентированная на все социальные слои и возрастные группы, в том числе на дошкольников.

«Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Целью, которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. № 1416 – «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ современной нормативно-правовой базы дошкольного образования, в первую очередь, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (статьи 63,64) позволяет констатировать, что содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должны быть направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Таким образом, в двух основных документах в области дошкольного образования особое внимание уделяют содержанию педагогической деятельности в детском саду, обеспечивающей приобщение дошкольников к общей культуре общества, культурным ценностям и овладение социальными нормами и правилами поведения

Наши дети растут в эпоху, которая сильно отличается от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

В дошкольном детстве у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны воспитать у детей чувство гражданственности.

Изучая теорию формирования основ гражданственности у старших дошкольников, были определены задачи :

-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи формирования гражданственности должны решаться во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, конструировании, трудовой, в восприятии художественной литературы и фольклора, музыкальной, изобразительной, двигательной, так как в совокупности они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и со сверстниками.

Свою работу я начинаю с примерного тематического планирования образовательной деятельности с детьми, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Оно состоит из нескольких разделов :

- Я

-Моя семья

-Мои друзья

-Детский сад

-Родной посёлок

-Армия

-Моя страна

Немаловажным является и создание теплой и уютной атмосферы. В группе создана необходимая предметно - развивающая среда, которая меняется с учётом тематики.

Образ «Я» начинает формироваться у ребёнка с раннего возраста, в результате взаимодействия с близкими людьми. Придя работать в детский сад, я была удивлена тому, что некоторые и детей,общаясь между собой, называют друг друга не по имени, а по фамилии. Я рассказала историю Тани и Миши , которые попали в страну Бесправия, где все друг к другу обращаются не по имени, а «ЭЙ!», т. к. не имеют имён, никто в этой стране не работает,дети отнимают друг у дуга игрушки, обижают слабых и т. д. .В этой стране царит бесправие сделала мы вывод. -Почему?- спросила я детей, тем самым побуждая их рассуждать, размышлять и делать выводы. Познакомила их с первым в жизни человека документом «Свидетельством о рождении», провела беседу по вопросам

-Что это за документ?

-О каком праве он вам напоминает?

-Что значит иметь право на имя?

-Как вы должны обращаться друг к другу?

-Что вы чувствуете,когда вам дают прозвище? и т. д.

Помогла детям сделать вывод, что каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Ведь у людей такие красивые имена.

Для закрепления провожу игры «Назови своё «взрослое» имя», «Как тебя называют родные?», «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя», «Назови имя мальчика», Назови имя девочки», «Цепочка имён»,которые способствуют социально-нравственному развитию личности.

На дом дала задание узнать у родителей, почему вас так назвали, что означает твоё имя. Итогом было оформление альбома «Я и моё имя»», где можно узнать значение своего имени.

Для формирования основ правового сознания я использовала педагогические ситуации: Я хочу принять участие в игре… Позволь поиграть с твоей игрушкой…Меня и друга пригласили прокатиться на машине…Как следовало поступить Красной Шапочке, когда её отправили через лес к бабушке?

Наряду с воспитывающими ситуациями использую проблемные : Какие предметы понадобятся Илье Муромцу в его походе?

Наши дети участвуют в конкурсе рисунков «Я имею право», «Права для всех: я, ты, он, она», все это способствует тому, что формируется знания о правах и обязанностях, воспитывается гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формируется представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа проводится по формированию представлений о своей семье, своем роде:

• Составление родового древа, которое способствует составлению рассказов о своей семье, своей родословной. В итоге была организована выставка «Родового древа», которая вызвала положительный отклик со стороны родителей и детей.

• Собрание фотоматериала «Я и мои близкие», «Мой папа лучше всех» и другие.

Выставка «Золотые ручки моей мамы».

Совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Очень маму я люблю…”,», «Делу время- потехе час», «День бабушек и дедушек»,которые помогают сплотить семью.

Беседы «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьёй», «Мои бабушки и дедушки», «Где работают твои родители?

Дидактические игры «Найди сходство», «Найди отличие», «Чей я ребёнок угадай» .

На занятиях по ознакомлению с социальным окружением «Моя семья» формирую представление о семье как о людях, которые живут вместе, развиваю самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитываю у детей доброе отношение к родным и близким.

В сюжетно - ролевых играх: «Мой день рождения», «В гости к бабушке», «Уложи ребёнка спать» и др. закрепляем опыт поведения в семье.

При проведении занятий на тему «Мои друзья» - углубляли знания о сверстниках, закрепляли доброжелательные отношения к ним через:

Беседы «Что я думаю о себе и других» ,«Чуткость и доброжелательность», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» формирую умение анализировать свои действия и поступки.

Чтение художественной литературы : К. Осеева «Три товарища, М. Фомина «Подруги» и др.

При знакомстве детей с детским садом и его сотрудниками провожу :

экскурсии по детскому саду (на кухню, в медицинский кабинет и др. ,

наблюдения за работой дворника, плотника, повара, уборщицы, младшего воспитателя и других работников детского сада;

беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы»;

дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству»;

воображаемые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в саду?

учу ориентироваться на территории и в помещении детского сада;

учу соблюдать правила поведения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи.

Итогом по данному направлению стало оформление стенда «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

При знакомстве с родным посёлком, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Карсуне проводятся :

экскурсии и прогулки по посёлку ;

• посещаем музей, библиотеки;

• конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного посёлка», «Мой любимый дворик», где активными участниками являются дети и родители;

игры «Подбери правильно», «Где и кем работают люди в нашем поселке», «Растения нашего края», «Магазины нашего поселка», «Правила поведения в библиотеке (музее, на улице)» использую для закрепления ;

знакомство с традициями, которые бытуют в нашем поселке. Каждый год на центральной площади устраиваются праздничные мероприятия, посвящённые встрече Нового года, проводам «русской» зимы, Дню Победы, Дню защиты детей, Дню российского флага, Дню Карсуна и многие другие, где наши дети с родителями принимают активное участие;

знакомлю с символикой страны,так как не все дети знают государственных символов. А если видели или слышали, то не могут объяснить, что это такое. Для решения этой проблемы я, рассказываю, что обозначает каждый цвет, элементы, изображённые на флаге, гербе, воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации.

Для закрепления провожу дидактические игры«Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», «Составь флаг».

Полученные знания о родном поселке нашли отражение в групповом проекте «Макеты зданий посёлка». Дети вместе с родителями с интересом включились в работу по созданию макетов. Долго выбирали объект и обосновали свой выбор. Итогом стала выставка в холле детского сада и на празднике, посвящённом 370- летию посёлка Карсун.

Мы участвовали в проекте «Гимны», где мы разучили и исполняли не только гимн России, но и познакомились с гимнами Ульяновской области и Карсунского района, с их историей создания.

В разделе «Российская армия» Рассказываю о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.

Расширяю представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи через чтение былин о русских богатырях и рассказов об армии.

• Мы рассматриваем альбомы «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск, военная техника и другое

• Проводится поисковая деятельность, которая была заключена в поиске информации о своих родственниках, которые участвовали в ВОВ и помогали в тылу, итогом было участие в акциях «Бессмертный Полк», «Бессмертный тыл». Воспитывая в детях уважение к подвигам земляков - карсунцев в годы Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к памятнику Родина-мать (акция «100 дней-100 гвоздик» и воинам-интернационалистам и др.

Приглашаем в гости ветеранов войны, тружеников тыла.

• В канун праздника Победы проводятся праздничные мероприятия, в которой активное участие принимают родители и дети. Например, были проведены- театрализованная игра «Привал»,где мы показали один день из жизни солдат на фронте. Участвовали в районном смотре строя и песни.

• организуем выставку военной игрушки. В работе выставки приняли участие дети и их родители. Были представлены игрушки, как фабричного производства, так и сделанные своими руками из подручных материалов.

Мы живем в многонациональном районе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов,уважать ее, стараться понять и принять. Очень важным в формирование гражданственности имеет знакомство детей с пословицами, небылицами, былинами, загадками, разными жанрами устного народного творчества, т. к это ведёт к приобщению к общечеловеческим ценностям.

Я знакомлю детей с традициями и обычаями народов, проживающих в нашем регионе. Для этого мы:

ходим в краеведческий музей,

• играем в народные игры,

• делаем тряпичные народные игрушки и обереги,

• участвуем в народных праздниках «Колядки»., «Масленица»,«Троица»,«Кузьминки» и другие

• проводим дни национальных культур - татарской, мордовской, чувашской, русской, татарской и другие.

В рамках регионального проекта «В гостях у сказки» дошкольники с интересом знакомились и принимали участие в инсценировках сказок, пели песни, водили хороводы, разучивали подвижные игры разных народов. Наша группа проводила мероприятия по ознакомлению с азербайджанской культурой. Не остались в стороне и родители готовили блюда национальной кухни, шили костюмы для детей,помогали в организации выставок и конкурсов

На непосредственно-образовательной деятельности знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»).

Одно из главных условий формирования гражданственности– приобщение детей к трудовой деятельности. Знакомлю детей с трудом взрослых, с профессиями для этого провожу наблюдения, экскурсии, сюжетно- ролевые и дидактические игры, приучаю детей к самостоятельности через самообслуживание.

Вся работа по формированию гражданственности проходит в тесном контакте с семьей.

Я использую следующие формы работы с родителями:

Стенды «Патриотический уголок», «Родителям о правах детей»

Выставки детских рисунков, поделок, плакатов ("Улица, на которой я живу", «Моя семья» и др.);

Акции «Посади дерево», «Изготовление кормушки» ,"Чистый поселок»;

Консультации:«Познакомьте ребёнка с родным поселком», «Традиции семьи,», «Ребёнок имеет право», «Чем занять ребёнка в выходной день»;

Круглые столы;

Заседания клуба молодой семьи

Формирование основ гражданственности у ребёнка дошкольного возраста – это закладывание предпосылок будущей активной гражданской позиции человека через любовь к Родине, к близким, к сверстникам, к родному краю, желание сделать жизнь лучше, достойнее и красивее, испытание гордости за достижения государства.

Прикреплённые файлы:

vypusknaja-rabota-2_34h9r.pptx | 8240,69 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные.

Из опыта работы старшего воспитателя «Формирование основ патриотизма у дошкольников» Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.

Консультация для воспитателей «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников» Консультация для педагогов «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников»Формирование толерантных отношений.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование основ гражданственности у дошкольников
Опубликовано: 19 июля 2018 в 21:46
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30-сентября День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Консультация по математике для детей дошкольного возраста
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Экскурсия в библиотеку. Фототчет
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край — люби и знай» (средняя группа «Божьи коровки»)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....