МААМ-картинки

Формирование основ гражданственности у дошкольников

Пищулина Оксана
Формирование основ гражданственности у дошкольников

Сейчас Россия переживает глубокие преобразования во всех сферах жизни, и особенно сегодня она нуждается в формировании общества, состоящего из граждан-патриотов, которые действительно любят свою страну, активно участвуют в ее жизни и развитии, испытывают гордость за достижения государства, чтят историю, помогает своим соотечественникам. Поэтому воспитание гражданственности является важной задачей для нашего государства.

В последние годы заметно активизировалась деятельность государства по формированию у граждан России основ гражданственности, патриотизма, гордости за свое Отечество. Об этом свидетельствуют такие документы, как:

Публикация «Формирование основ гражданственности у дошкольников» размещена в разделах

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» утвержденная 30 декабря 2015 г. целью, которой является укрепление духовно-нравственных ценностей. Программа ориентированная на все социальные слои и возрастные группы, в том числе на дошкольников.

«Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Целью, которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. № 1416 – «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ современной нормативно-правовой базы дошкольного образования, в первую очередь, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (статьи 63,64) позволяет констатировать, что содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должны быть направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Таким образом, в двух основных документах в области дошкольного образования особое внимание уделяют содержанию педагогической деятельности в детском саду, обеспечивающей приобщение дошкольников к общей культуре общества, культурным ценностям и овладение социальными нормами и правилами поведения

Наши дети растут в эпоху, которая сильно отличается от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

В дошкольном детстве у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны воспитать у детей чувство гражданственности.

Изучая теорию формирования основ гражданственности у старших дошкольников, были определены задачи :

-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи формирования гражданственности должны решаться во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, конструировании, трудовой, в восприятии художественной литературы и фольклора, музыкальной, изобразительной, двигательной, так как в совокупности они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и со сверстниками.

Свою работу я начинаю с примерного тематического планирования образовательной деятельности с детьми, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Оно состоит из нескольких разделов :

- Я

-Моя семья

-Мои друзья

-Детский сад

-Родной посёлок

-Армия

-Моя страна

Немаловажным является и создание теплой и уютной атмосферы. В группе создана необходимая предметно - развивающая среда, которая меняется с учётом тематики.

Образ «Я» начинает формироваться у ребёнка с раннего возраста, в результате взаимодействия с близкими людьми. Придя работать в детский сад, я была удивлена тому, что некоторые и детей,общаясь между собой, называют друг друга не по имени, а по фамилии. Я рассказала историю Тани и Миши , которые попали в страну Бесправия, где все друг к другу обращаются не по имени, а «ЭЙ!», т. к. не имеют имён, никто в этой стране не работает,дети отнимают друг у дуга игрушки, обижают слабых и т. д. .В этой стране царит бесправие сделала мы вывод. -Почему?- спросила я детей, тем самым побуждая их рассуждать, размышлять и делать выводы. Познакомила их с первым в жизни человека документом «Свидетельством о рождении», провела беседу по вопросам

-Что это за документ?

-О каком праве он вам напоминает?

-Что значит иметь право на имя?

-Как вы должны обращаться друг к другу?

-Что вы чувствуете,когда вам дают прозвище? и т. д.

Помогла детям сделать вывод, что каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Ведь у людей такие красивые имена.

Для закрепления провожу игры «Назови своё «взрослое» имя», «Как тебя называют родные?», «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя», «Назови имя мальчика», Назови имя девочки», «Цепочка имён»,которые способствуют социально-нравственному развитию личности.

На дом дала задание узнать у родителей, почему вас так назвали, что означает твоё имя. Итогом было оформление альбома «Я и моё имя»», где можно узнать значение своего имени.

Для формирования основ правового сознания я использовала педагогические ситуации: Я хочу принять участие в игре… Позволь поиграть с твоей игрушкой…Меня и друга пригласили прокатиться на машине…Как следовало поступить Красной Шапочке, когда её отправили через лес к бабушке?

Наряду с воспитывающими ситуациями использую проблемные : Какие предметы понадобятся Илье Муромцу в его походе?

Наши дети участвуют в конкурсе рисунков «Я имею право», «Права для всех: я, ты, он, она», все это способствует тому, что формируется знания о правах и обязанностях, воспитывается гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формируется представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа проводится по формированию представлений о своей семье, своем роде:

• Составление родового древа, которое способствует составлению рассказов о своей семье, своей родословной. В итоге была организована выставка «Родового древа», которая вызвала положительный отклик со стороны родителей и детей.

• Собрание фотоматериала «Я и мои близкие», «Мой папа лучше всех» и другие.

Выставка «Золотые ручки моей мамы».

Совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Очень маму я люблю…”,», «Делу время- потехе час», «День бабушек и дедушек»,которые помогают сплотить семью.

Беседы «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьёй», «Мои бабушки и дедушки», «Где работают твои родители?

Дидактические игры «Найди сходство», «Найди отличие», «Чей я ребёнок угадай» .

На занятиях по ознакомлению с социальным окружением «Моя семья» формирую представление о семье как о людях, которые живут вместе, развиваю самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитываю у детей доброе отношение к родным и близким.

В сюжетно - ролевых играх: «Мой день рождения», «В гости к бабушке», «Уложи ребёнка спать» и др. закрепляем опыт поведения в семье.

При проведении занятий на тему «Мои друзья» - углубляли знания о сверстниках, закрепляли доброжелательные отношения к ним через:

Беседы «Что я думаю о себе и других» ,«Чуткость и доброжелательность», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» формирую умение анализировать свои действия и поступки.

Чтение художественной литературы : К. Осеева «Три товарища, М. Фомина «Подруги» и др.

При знакомстве детей с детским садом и его сотрудниками провожу :

экскурсии по детскому саду (на кухню, в медицинский кабинет и др. ,

наблюдения за работой дворника, плотника, повара, уборщицы, младшего воспитателя и других работников детского сада;

беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы»;

дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству»;

воображаемые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в саду?

учу ориентироваться на территории и в помещении детского сада;

учу соблюдать правила поведения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи.

Итогом по данному направлению стало оформление стенда «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

При знакомстве с родным посёлком, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Карсуне проводятся :

экскурсии и прогулки по посёлку ;

• посещаем музей, библиотеки;

• конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного посёлка», «Мой любимый дворик», где активными участниками являются дети и родители;

игры «Подбери правильно», «Где и кем работают люди в нашем поселке», «Растения нашего края», «Магазины нашего поселка», «Правила поведения в библиотеке (музее, на улице)» использую для закрепления ;

знакомство с традициями, которые бытуют в нашем поселке. Каждый год на центральной площади устраиваются праздничные мероприятия, посвящённые встрече Нового года, проводам «русской» зимы, Дню Победы, Дню защиты детей, Дню российского флага, Дню Карсуна и многие другие, где наши дети с родителями принимают активное участие;

знакомлю с символикой страны,так как не все дети знают государственных символов. А если видели или слышали, то не могут объяснить, что это такое. Для решения этой проблемы я, рассказываю, что обозначает каждый цвет, элементы, изображённые на флаге, гербе, воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации.

Для закрепления провожу дидактические игры«Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», «Составь флаг».

Полученные знания о родном поселке нашли отражение в групповом проекте «Макеты зданий посёлка». Дети вместе с родителями с интересом включились в работу по созданию макетов. Долго выбирали объект и обосновали свой выбор. Итогом стала выставка в холле детского сада и на празднике, посвящённом 370- летию посёлка Карсун.

Мы участвовали в проекте «Гимны», где мы разучили и исполняли не только гимн России, но и познакомились с гимнами Ульяновской области и Карсунского района, с их историей создания.

В разделе «Российская армия» Рассказываю о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.

Расширяю представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи через чтение былин о русских богатырях и рассказов об армии.

• Мы рассматриваем альбомы «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск, военная техника и другое

• Проводится поисковая деятельность, которая была заключена в поиске информации о своих родственниках, которые участвовали в ВОВ и помогали в тылу, итогом было участие в акциях «Бессмертный Полк», «Бессмертный тыл». Воспитывая в детях уважение к подвигам земляков - карсунцев в годы Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к памятнику Родина-мать (акция «100 дней-100 гвоздик» и воинам-интернационалистам и др.

Приглашаем в гости ветеранов войны, тружеников тыла.

• В канун праздника Победы проводятся праздничные мероприятия, в которой активное участие принимают родители и дети. Например, были проведены- театрализованная игра «Привал»,где мы показали один день из жизни солдат на фронте. Участвовали в районном смотре строя и песни.

• организуем выставку военной игрушки. В работе выставки приняли участие дети и их родители. Были представлены игрушки, как фабричного производства, так и сделанные своими руками из подручных материалов.

Мы живем в многонациональном районе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов,уважать ее, стараться понять и принять. Очень важным в формирование гражданственности имеет знакомство детей с пословицами, небылицами, былинами, загадками, разными жанрами устного народного творчества, т. к это ведёт к приобщению к общечеловеческим ценностям.

Я знакомлю детей с традициями и обычаями народов, проживающих в нашем регионе. Для этого мы:

ходим в краеведческий музей,

• играем в народные игры,

• делаем тряпичные народные игрушки и обереги,

• участвуем в народных праздниках «Колядки»., «Масленица»,«Троица»,«Кузьминки» и другие

• проводим дни национальных культур - татарской, мордовской, чувашской, русской, татарской и другие.

В рамках регионального проекта «В гостях у сказки» дошкольники с интересом знакомились и принимали участие в инсценировках сказок, пели песни, водили хороводы, разучивали подвижные игры разных народов. Наша группа проводила мероприятия по ознакомлению с азербайджанской культурой. Не остались в стороне и родители готовили блюда национальной кухни, шили костюмы для детей,помогали в организации выставок и конкурсов

На непосредственно-образовательной деятельности знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»).

Одно из главных условий формирования гражданственности– приобщение детей к трудовой деятельности. Знакомлю детей с трудом взрослых, с профессиями для этого провожу наблюдения, экскурсии, сюжетно- ролевые и дидактические игры, приучаю детей к самостоятельности через самообслуживание.

Вся работа по формированию гражданственности проходит в тесном контакте с семьей.

Я использую следующие формы работы с родителями:

Стенды «Патриотический уголок», «Родителям о правах детей»

Выставки детских рисунков, поделок, плакатов ("Улица, на которой я живу", «Моя семья» и др.);

Акции «Посади дерево», «Изготовление кормушки» ,"Чистый поселок»;

Консультации:«Познакомьте ребёнка с родным поселком», «Традиции семьи,», «Ребёнок имеет право», «Чем занять ребёнка в выходной день»;

Круглые столы;

Заседания клуба молодой семьи

Формирование основ гражданственности у ребёнка дошкольного возраста – это закладывание предпосылок будущей активной гражданской позиции человека через любовь к Родине, к близким, к сверстникам, к родному краю, желание сделать жизнь лучше, достойнее и красивее, испытание гордости за достижения государства.

Прикреплённые файлы:

vypusknaja-rabota-2_34h9r.pptx | 8240,69 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные.

Из опыта работы старшего воспитателя «Формирование основ патриотизма у дошкольников» Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.

Консультация для воспитателей «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников» Консультация для педагогов «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников»Формирование толерантных отношений.

Консультация для воспитателей «Формирование основ правового сознания дошкольников» Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.

Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников» «Стандарт дошкольного образования –это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного.

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» Проект: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях.

Проект «Формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения посредством дидактических игр» 1. Меня зовут Свистунова Валентина Ивановна. Я работаю воспитателем в детском саду № 30 «Родничок». 2. Представляю вашему вниманию педагогический.

Сообщение из опыта работы «Формирование основ ЗОЖ у младших дошкольников» «Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих.

Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста Статья «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста» «ДЕТСТВО - каждодневное открытие мира и, поэтому.

Выступление на педсовете. Знакомство дошкольников с Российской символикой — основа формирование основ будущего гражданина Дошкольное детство- важнейший период становление личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ гражданственности у дошкольников
Опубликовано: 19 июля 2018 в 21:46
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД