Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края

Наталия Якимова
Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края

Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, культура и традиции народов Поволжья.

Приобщая детей к истокам истории народов Поволжья, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения,- народ без будущего. Наше Поволжье является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения. Эти традиции воспитания принято называть народной педагогикой. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта норм. поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи, добрые традиции.

Во всем мире сейчас наблюдается грустное явление, когда вместе с отсталостью уходит и самобытность. Чтобы не потерять эту самобытность надо прежде всего знать о ней все. Сохранить - не меньшая добродетель, чем что-нибудь приобрести.

Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

В «Программе воспитания ребёнка - дошкольника» (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект, указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа, кросс - культурной грамотности, этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.

«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае, его природе и культуре народов республики. Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю.

В современных условиях модернизации российского образования и в рамках обеспечения вариативности образовательных процессов, развития творчества и инновационной деятельности педагогических коллективов как нельзя остро стоит вопрос организации и проведения экспериментальной деятельности в ДОУ. Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 66» г. Чебоксары в рамках реализации целей и задач нравственно – эстетического воспитания дошкольников выбрал наиболее актуальную на современном этапе развития общества тему: «Возрождение национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД»: посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу. Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.

Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучили программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника». Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучения родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.

Первый этап работы – организация развивающей среды. Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. В групповых комнатах созданы фольклорные уголки, организована постоянно действующая выставка детских рисунков; оформлены уголки патриотического воспитания.

Второй этап – организация образовательного процесса. В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями народов Чувашии, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре чувашского народа. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам народной культуры, по народным подвижным играм. Подвижные народные игры помогают детям черпать силу из нашего прошлого, из нашей национальной культуры.

Знания, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей, побуждают к дальнейшему познанию своего города. Это способствует возникновению чувства гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагогов ДОУ. В нашем регионе живут русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, и т. д.

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно – нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей.

Наш детский сад посещают дети русской, украинской, татарской, мордовской и чувашской национальности. Мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений. Ее решение потребовало особых социальных навыков, как от детей, так и от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия Чувашского края. Знакомим детей с русской, украинской, татарской, мордовской и чувашской национальными культурами.

В группах имеются сделанные руками родителей элементы национальной одежды (фартук, платок, калфак, тюбетейка, которые дети активно используют в игре.

В «день открытых дверей» для родителей было показано занятие по рисованию в старшей группе ««Укрась фартук», где использовали орнамент не только чувашского, но и татарского народа.

В программных, национальных праздниках, развлечениях используем песни, стихи, игры, танцы разных народов, которые очень нравятся детям и родителям.

В нашем детском саду проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями проводят развлечения, родительские посиделки, готовят выставки. В празднике «Чувашские посиделки» ежегодно принимают участие не только дети, но и взрослые. Так в апреле проходил фестиваль «Венок дружбы народов Поволжья», где дошкольники познакомились с традициями и обычаями разных национальностей, проживающих на территории Чувашии.

Родители участвуют в организации выставки творческих работ «Чувашский сувенир», «Золотые руки мамы», изготовленных руками родителей и детей, фоторепортажи «По памятным местам Чувашии», «Известные люди родного края».

Ежегодно отмечаем в ДОУ древний праздник «Масленица». Традиционно масленичные гуляния – это целая неделя различных развлечений. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении народных праздников, в изготовлении атрибутов для уголков родного края, в украшении групп к народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. Так же мы предлагаем родителям список литературы для чтения детям каждой возрастной группы, куда обязательно включаем фольклор народов Поволжья (сказки, стишки, потешки). Организуем выставки книг в группах, где собираем книги-сказки разных народов, в том числе и сказки народа Поволжья. Именно сказки демонстрируют национальное своеобразие, национальную психологию, народное представление о добре и справедливости.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Данные педагогического мониторинга показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Таким образом, вся работа нашего детского сада направлена на формирование у детей представления о богатой народной культуре родного края, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Чувашский край.

Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. Дети стали более самостоятельными в творческой деятельности, научились выдвигать свои идеи, видеть результаты своей деятельности. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по приобщению детей к истокам народной культуры, деятельность во имя возрождения в ребёнке чувств к своей родной земле, связи со своим народом, ощущение бытия и творчества.

Работать в этом направлении интересно и воспитателям, и детям, и родителям, поэтому мы будем и в дальнейшем продолжать начатое. Очень хочется, чтобы в нашем детском саду сохранилась атмосфера увлечённости совместного творчества взрослых и детей.

Методическое обеспечение:

1. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., исрав. и допол. – М: Мозаика - синтез, - 2015 г. – 368 с.

2. Программа воспитания ребенка – дошкольника / под редакцией О. В. Драгуновой. – Чебоксары: Чуваш. книж. изд-во. - 1995 г. – 231 с.

3. Николаева, Е. И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа / Е. И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. книж. изд-во. - 2015 г. – 71 с.

4. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа / Т. В. Мурашкина. – Чебоксары: Чуваш. книж. изд-во. – 2015. – 64 с.

5. Соловей, Л. Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края": примерная парциальная образовательная программа / Л. Б. Соловей. – Чебоксары: Чуваш. книж. изд-во. – 2015. - 82 с.

Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России «С чего начинается Родина?» (из опыта работы) Митюшина М. Е., воспитатель МБДОУ д/с № 61 «Малышок» г. Ставрополя Гражданско-патриотическое.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются нравственности, формируются.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнок думает,.

Формирование начала самосознания через отношение к самому себе. Появляясь на свет, человек попадает в систему общественных отношений, взаимодействуя и общаясь с людьми, он выделяет себя из окружающего.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

Презентация проекта «Напевы моего родного края», направленный на приобщение детей к музыкальной культуре Предлагаем вашему вниманию презентацию нашего проект «Напевы моего родного края», направленный на приобщение детей старшего дошкольного.

Приобщение детей к национальной культуре через танец Видео Кемеровская область отличается национальным многообразием проживающих в ней людей, это томские татары, шорцы, телеуты, русские. На протяжении.

Приобщение детей к народной культуре через ручной трудПриобщение детей к народной культуре через ручной труд В течении прошедшего учебного года я вела кружок ручного труда «Мастерилка». Поделки мы делаем из различных материалов: соленое тесто, различные.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края
Опубликовано: 2 октября 2017 в 16:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов»
Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа детей,...
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством...
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» ( описание опыта работы) Пояснительная...
Эссе «Моя педагогическая философия»
Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления и ценности. В силах...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Полевского»
НА ДУМНОЙ ГОРЕ Вдали от индустрии шумной Стою, Оглушен тишиной. С горы открывается Думной Урал полевой и лесной. Гляжу на него я с любовью, Темнеет...
Сценарий выпускного в начальной школе. Флеш-моб 1 класса
Сценарий выпускного в начальной школе. Флеш- моб 1 а класса Выход совы символ «ВГЛ». Сова. Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и выпускники! Я- Мудрая...