Папки-передвижки

Формирование основ нравственного здоровья

Наталия Кузьмина
Формирование основ нравственного здоровья

Аннотация. Нравственное воспитание традиционно считается одним из основных путей формирование личности ребенка. Новые подходы в воспитании культуры поведения предполагают иную организацию педагогического процесса, режима дня, игровой и художественной деятельности.

Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

Публикация «Формирование основ нравственного здоровья» размещена в разделах

При этом нравственность понимается не как природное, а как приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни.

Цели нравственной деятельности на социальном уровне зависят от целей развития общества, а на личностном уровне определяются интересами и потребностями личности.

Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.

Известно, что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Это и послужило выбору педколлективом нашего детского сада проблемы воспитания у дошкольников нравственных чувств и привычек в процессе общения, культуры поведения и знакомства с правилами этики. Цель педагогического опыта – формирование у дошкольников этикетного поведения, расширение знаний о поведенческой культуре общества, обеспечение речевого развития воспитанников.

С чего мы начали свою работу? Прежде всего, с анализа задач программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Проанализировав, мы определили следующие направления работы:

формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему а процессе познавательной деятельности;

формирование у дошкольников культуры общения, культуры речи, этикета через виды деятельности.

Успешное решение нравственных задач в организации воспитательно-образовательного процесса зависит от правильного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями. Направление работы педагогов с детьми предполагает организацию педагогического процесса в трех блоках.

1. Ведущей тенденцией целостного подхода к изучению правил поведения, общения и этикета с детьми является взаимопроникновение всех видов деятельности с использованием специально организованных занятий.

Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень освоении, конечно же, зависит от возраста. Это позволило нам включить в свою работу такие понятия как «Совесть», «Милосердие», «Забота», «Сочувствие», «Дружба», «Сопереживание» и др. Определяя содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные дошкольнику, и в то же время, требующее дополнительной внутренней работы, вопросы.

Цель этих игр – занятий - научить ребенка осознавать отношение к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать развитию самосознание ребенка, побуждать его к творчеству. Дети знакомятся со сказками, которые постепенно усложняются, усложняются и обсуждаемые проблемы, и нравственные вопросы. Здесь учитывается возрастной принцип.

2. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми включает разные формы активности. В этом блоке мы предусмотрели проведение бесед, ролевых игр, обыгривание ситуации общения, тренингов, психогимнастических игр и упражнений, моделирование проблемных ситуаций.

Начиная с младшей группы с детьми проводятся беседы о дружбе, друзьях, уважение к близким.

Для закрепления нравственных поступков с детьми проводятся ролевые игры: «Мы ждем гостей», «Путешествие на корабле», «Праздничный концерт» и др.

Одной из форм совместной деятельности воспитателя с детьми старшей и выпускной группы является моделирование проблемных ситуаций на темы вежливости и общения.

Развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка осуществляется через проведение тренингов «Что мне в тебе нравится», «Передай улыбку», «Твое имя», а так же проведение психологических игр «Позови ласково», «Волшебный стул», «Свеча» и др.

3. Решение широкого круга нравственных задач предполагает использование свободной самостоятельной деятельности самих детей. Большую роль в нравственном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда групп и ближайшего окружения. В игровых уголках дети обыгрывают полученные знания по этикету, культуре общения и поведения. В блоке самостоятельной деятельности используются: решение проблемных ситуаций, разбор и комментирование путаниц, дидактические игры, содержание которых связанно с поведенческими проблемами.

Работа по нравственному воспитанию детей не возможна без участия родителей. Воспитатели направляют деятельность родителей на формирование у детей культуры поведения, помогает им педагогическим советом, дают рекомендации. Родители принимают активное участие в занятиях, где они не только наблюдают за своими детьми, но и помогают воспитателю в проведении и оснащении занятий, знакомятся с правилами, которыми овладевают дети.

Ознакомление родителей с работой детского сада по данной проблеме осуществляется через:

• участие родителей в совместных праздниках, конкурсах, в корректировании пространственной среды в группах, что позволяет создать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском саду;

• фотоэкспозиции, различного рода выставки детских работ;

• родительские собрания, дни открытых дверей, где родители могут понаблюдать за жизнью ребенка в детском саду, за его общением за сверстником.

Таким образом, наша работа, которая проводиться в нашем детском саду по воспитанию у детей нравственных качеств и привычек в процессе общения, формирования культуры поведения и знакомства с правилами этикета дает положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабунова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: дис. …канд. пед. наук/Е. С Бабунова. – М., 1996.

2. Бабынина Т. Ф. В мире национальных культур. Программа приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов/ Т. Ф. Бабынина. Набережные Челны:, 2001. – 24 с.

3. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика/ Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. – 264 с.

4. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании/ / Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1965. – 60 с.

5. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие/ О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 256 с.

6. Фадеева В. В. Чудо рождения здорового ребенка. Славянские традиции и опыт/ В. В. Фадеева. – М. : РИПОЛ классик, 2008. – 224 с.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций».

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование основ здоровья и культуры здорового питания у дошкольников с использованием интерактивного ресурса (Слайд 1)В рамках выполнения гос. задания Минобрнауки Самарской области по разработке и апробации региональной комплексной программы по формированию.

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУФормирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Формирование основ патриотизма в моей группеФормирование основ патриотизма в моей группе К большому сожалению, многие родители не совсем правильно представляют процесс патриотического воспитания детей, особенно родители детей.

Консультация для родителей «Формирование основ личности» Формирование основ личности в дошкольном детстве связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием индивидуальности.

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы:.

Практико-значимая работа Формирование нравственного воспитания младших дошкольников Введение Как всякий организованный процесс, воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ нравственного здоровья
Опубликовано: 21 марта 2016 в 08:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД