Формирование основ экологической культуры дошкольников

ирина баркова
Формирование основ экологической культуры дошкольников

Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе бережное отношение к природе, окружающему миру, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание чувств эмпатии. Накопление знаний у детей дошкольного возраста – необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к окружающему миру.

Воспитание заботливого отношения к природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в детском саду. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности детей. В реализации задач большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголок природы, правильно оформленная и возделанная клумба, специальная площадка природы - естественный уголок с дикорастущими растениями, дающая возможность постоянного непосредственного общения с природой, уход за мини огородом, приобщение детей к посильному труду, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами природы.

В формировании предпосылок экологического сознания учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Изучение материала осуществляется с опорой на основные принципы дидактики: от простого к сложному, т. е. по мере совершенствования знаний, умений и навыков, усложняется и содержание работы по ознакомлению дошкольников с растениями. Экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в тесной взаимосвязи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием, безопасностью.

Особенность формирования предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста в большей степени зависит от положительного примера поведения взрослых. Поэтому мы уделяем особое внимание работе с родителями. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители этого не делают. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию, но то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от нас как педагогов и родителей. Полученные результаты необходимо рассмотреть, обсудить и принять совместное решение относительно перечня жизненно важных правил и запретов.

Воспитывать в детях положительное отношение к природе возможно тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Заметное влияние на воспитание ребёнка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Родители должны осознать это. Именно поэтому, прежде чем начать работу с детьми по экологическому воспитанию мы провели предварительную работу с родителями.

Работа с родителями осуществляется в различных формах: родительские собрания, КНВ, викторины, диспуты, и т. д. Для привлечения родителей к совместной деятельности и стимулирования их активного участия в ней, проводится информационная пропаганда с целью:

а) ознакомление родителей с работой по экологическому воспитанию в ДОУ (дни открытых дверей, специальные экспозиции, информация на сайте детского сада и т. д.)

б) ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, выставки поделок из природного материала, фотовыставки, экологическая газета и т. д.).

Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту - одна из важных задач. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживается в игре и при восприятии художественных произведений. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает задолго до начала посещения детского сада и развивается очень легко. Многое зависит тот того, какой будет первая книга. Специфика детской литературы даёт возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Детям нравятся произведения таких авторов как Чаплиной, Чарушина, Бианки, Пришвина и д. р.

Перспективный план по ознакомлению детей с растениями был составлен с опорой на опыт следующих авторов: С. Н. Николаевой, Л. Л. Тимофеевой, В. Н Волчковой, Л. Г. Горьковой, В. Н. Черняковой.

Формы и методы работы с детьми используется самые разнообразные: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, задачи экологической направленности, развлечения

Главное в формировании предпосылок экологического сознания у дошкольников - личная заинтересованность педагога, его умение пробудить у детей и родителей желание беречь, охранять, и любить родную природу.

Публикации по теме:

Экологический проект «Экология детям» Материал к районному конкурсу «ДЕТСКИЙ САД ГОДА - 2013» Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников».

Заботимся о птичках зимой.Заботимся о птичках зимой. Дошкольный возраст, а ранний в особенности - ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 6 января 2015 в 14:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Мастер-класс. Поделка с использованием бросового материала «Сочное яблочко»
На Кубани во всю спеют фрукты: яблоки, груши, сливы и виноград. Ах! Как вкусны фрукты, собранные с собственных деревьев, сочные, спелые, под солнцем...
Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом»
Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его И снова мне бросай. Эпатова Н. Существует много игр, которые лучше...
Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида
Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения, функциональные...