Лучший педагог года

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Марина Гаврилова
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

1. Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

средствами фольклора

2. Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора» размещена в разделах

3. Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность.

4. Экологическое воспитание детей – сравнительно новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в наши дни. ФГОС ДО, вступивший в силу в январе 2014 года, позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе Стандарта. Социальное значение экологического воспитания

– своевременно закладываются основы экологической культуры в личности ребенка;

- к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны, в первую очередь это мы, работники сферы дошкольного образования, и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

5. Основной целью экологического воспитания и образования дошкольников является :

формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой; - формирование основ экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально - чувственной и деятельной сфер личности.

Важными компонентами экологической культуры, как считают многие исследователи (Л. Бобылева,И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, являются экологическое сознание и деятельность в природе.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающей её, а также к людям, созидающим на её основе материальные богатства или духовные ценности. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

6. Формирование экологической культуры дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами : в процессе наблюдений в природе, моделирования, проведения экологических акций, использованием детской художественной литературы экологического содержания, театрализованной деятельности и других. Но наиболее интересным для детей и эффективным средством формирования экологической культуры, на мой взгляд, сегодня является фольклор, поскольку фольклорный материал может органично сочетаться со всеми вышеперечисленными средствами.

7. Дети должны знать истоки отечественной культуры, права и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».

8. А жизнь народа в далёком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями,

9. от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека.

10. Поэтому естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года.

11. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

12. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носило земледельческий характер.

13. Основым содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли.

14, 15.

16. Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесет благополучие и радость в каждую семью.

17, 18.

19. Приход весны связан с прилётом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ,

20. люди обращались с запевками и закличками к жаворонкам, ласточкам с просьбой скорее вернуться в родные края.

21.

22. Как жизнь народа была тесно связана с природой, так и народное искусство столь же тесно связано с ней.

23. В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому любимому существу, говоря нежно, ласково «берёзонька раскудрявая», «травушка – муравушка», «чисто полюшко».

24.

25. Особую ценность в работе с детьми по экологическому воспитанию представляют русские народные прибаутки, пословицы и поговорки,

26, 27. которые совершенно естественно вливаются сначала в пассивный, а потом и активный словарь ребёнка.

28. Целесообразным может быть использование в работе народных примет.

29. Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, и им будет интересно узнать, как наши предки предсказывали погоду по Солнцу,

30. по облакам, по ветру, по росе, инею, по разным предметам домашнего обихода, по растениям,

31. по поведению животных и т. д.

32. Таким образом, проблема использования фольклора в работе с детьми сегодня очень актуальна именно в связи с возрождением народных традиций, а также имеет особое значение сегодня в свете требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к поликультурному воспитанию детей.

33. В настоящее время существует достаточно много литературы, где представлен практический фольклорный материал, рекомендуемый для работы с дошкольниками. Использовать элементы фольклора нужно как в организованных формах обучения, так и в свободной деятельности.

Литература:

1. Иванова, Н. П. Фольклор для малышей. [Текст]/Н. П. Иванова, Г. А. Кривошеева. - Ульяновск, 2001. - 100 с.

2. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст] / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Текст]/С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

5. Померанцева, Э. В. Детский фольклор и русское народное творчество. [Текст] /Э. В. Померанцева. - М. : П., 2006. – 198 с.

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : общие положения (2014 г.) [Текст]

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 20:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД