Светлана Шимолина
Формирование партнерских отношений с семьями воспитанников на основе возрождения семейных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование партнерских отношений с семьями воспитанников на основе возрождения семейных традиций
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Формирование партнерских отношений с семьями воспитанников на основе возрождения семейных традиций» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО цель взаимодействия педагогов с семьями воспитанников – это поддержание партнерских отношений, активное включение родителей в жизнь дошкольной организации на основе взаимопомощи, взаимоуважения, взаимодоверия.
В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательной деятельности, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи. Какие-то традиции переходят к семьям от родителей, какие-то они создают сами, и соблюдение этих традиций - это путь к единению семьи.
В целях повышения роли семейных ценностей и традиций в становлении личности воспитанника, коллективом нашего детского сада были поставлены следующие задачи:
• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
В нашем детском саду взаимодействие с родителями по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей включает в себя разные формы работы.
1. Выставки семейного творчества
Ежегодно семьи воспитанников принимают участие в таких выставках как: «Дары осени», «Зимушка-зима», «Мама-рукодельница», «Цветочная фантазия», «Золотые руки папы» и др.
2. Мини – выставки семейных реликвий : «Игрушки детства моих родителей», «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее», «Бабушкин сундучок».
3. Проектная деятельность
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в образовательной деятельности и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В рамках семейных творческих проектов были реализованы такие проекты, как: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Профессии моих родителей».
4. Совместные праздники
Всеми любимы в нашем детском саду такие праздники как: «Папа, мама и я - спортивная семья, «Весёлые старты», «День матери», «День семьи, любви и верности». Совместные праздники сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.
5. Создание фотоколлажей и фоторепортажей на семейные темы : «Папа, мама и я – очень дружная семья», «Папа, мама я - здоровая семья!», «Летние каникулы» и др.
6. Экскурсии
Ежегодно совместно с родителями организуются экскурсии к памятникам нашего города, в музей культурно-спортивного комплекса. Популярны совместные походы педагогов и семей воспитанников в здания бассейна «Русалочка», ледовой арены «Снежинка», культурно-спортивного комплекса. Это дает возможность дружно поддержать выступления воспитанников в различных конкурсных программах, вселить уверенность в собственных силах.
7. Участие в различных акциях
Традиционно в нашем детском саду проходят акции: «Украсим участок», «Все цветы для детей», «Кормушки для птиц». Подобные мероприятия способствуют сплочению семей, улучшают настроение, дают возможность уделять друг другу больше внимания.
7. Родительские собрания
Ежегодно проводятся родительские собрания, в ходе которых обсуждаются вопросы семейного воспитания, подчеркивается значимость родителей и родственников в жизни ребёнка. Педагоги стараются объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений. Педагоги предлагают сохранять в семье такие традиции, как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». В ходе собраний семьи также узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях.
В каждой группе детского сада есть свои маленькие традиции, такие как: «Веселый день», «Утреннее приветствие», «Минутка тишины», «День любимой игрушки», «Чистая пятница», «День дарения».
Таким образом, совместная работа коллектива нашего детского сада с семьями воспитанников по возрождению и сохранению семейных традиций сближает и укрепляет отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», способствует воспитанию у детей любви и уважения к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению и, в целом, положительно влияет на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста.