Получи документы

Формирование патриотических чувств через досуговую деятельность (1 фото)

Андреева Екатерина
Формирование патриотических чувств через досуговую деятельность

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

Меня до глубины души затронуло данное высказывание, и я задалась вопросом…Первые чувства гражданственности и патриотизма доступны ли они малышам? С этого и началась моя работа по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Публикация «Формирование патриотических чувств через досуговую деятельность» размещена в разделах

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает необходимость помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Я задумалась, как же сделать мою работу более интересной и доступной детям. На мой взгляд, главным показательным моментом привлечения ребенка к патриотизму – является праздник. Не только сам праздник детям приносит радость, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с историей, костюмами, народным творчеством.

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.

Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.

Цель работы - Формирование нравственно-патриотического воспитание дошкольников средством культурно – досуговой деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края

• обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию;

• воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

• воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

В работе по данной теме придерживались следующих принципов:

Принцип тематического планирования ( тематические блоки: семья, основание города, праздники, храмы города и т. д.)

Принцип наглядности (иллюстрации, фото, видео материалы, экскурсии)

Принцип последовательности (работа ведётся с младшей группы от простого к сложному).

Принцип занимательности - материал должен быть интересным, увлекательным.

Принцип личностно-ориентированного подхода (индивидуально- личностное формирование, развитие морального облика, формирование личной гражданской позиции).

Принцип интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, метод реализации и предметно-развивающее пространство, среда).

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании в РФ», «О днях воинской славы (победных днях, Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 года».

Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура - музыка, фильмы, книги, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетьями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Новизна опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства.

Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с выявления уровня знаний детей в данном направлении. В диагностике принимали участие 24 ребёнка в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (12 детей) не могут назвать членов семьи, дом и улицу на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 30 % (8 детей) – средний уровень; у 15% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Проделанная работа позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Работая по данной теме, составила перспективный план работы с учётом возрастных особенностей детей. Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

1блок «Моя семья. Мой дом»;

2блок «Родной город. Родная природа»;

3блок «Родная страна. Родная культура»;

4 блок «Защитники Отечества. День Победы».

Неоспоримое значение для воспитания патриотических чувств у детей имеет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группах. Были оформлены специальные зоны : для детей младшего возраста – уголки по социально - нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной район); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с районом, страной, государственной символикой.

Для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и приемы в ходе досуговой деятельности :

- игровые - познавательные занятия, как в помещениях детского сада, так и на улице на тему: «Моя семья», «Мой город Санкт - Петербург», «Колпино», «Осень на участке детского сада», «Дом в котором я живу» и др;

- беседы на тему: «Чему учит мама своих малышей», «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес», «Что ты видел по дороге в детский сад», Как помогаешь маме?», «Мой папа в Армии» и другие;

- творческие рассказы детей на тему: «Что было бы, если я был взрослый», «Три богатыря», «Мой любимый детский сад»;

- работа с этнокалендарем (включение в план праздников этнокалендаря);

- совместные праздники с родителями в группе;

- встречи с интересными людьми города, с защитниками Отечества и ветеранами ВОВ;

- вечера устного народного творчества, где дети заучивали потешки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, чистоговорки, былины;

- обыгрывание русских народных сказок;

- вечера хороводов и народных игр;

-экскурсии в музей, в библиотеку, на стадион, в парк, в школу;

- изготовление детьми подарков для родных и близких к 23 февраля, 8 марта.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В досугах активно использую народные игры, хороводные, словесные.

При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, логоритмические комплексы. Сценарии составляю вместе со специалистами ДОУ. В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Для этих целей использую игры и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов.

Для создания у детей интереса по данной теме, использовала ИКТ технологии: разработала презентации на различные темы: «Животный мир нашего края», «Моя семья», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Устное народное творчество», «Жители леса и их детеныши», «Профессии», «Русские народные сказки», подобрала видеоролики о народных традициях и обычаях, которые использую как на досугах, так и в режимных моментах и в образовательной деятельности.

Организуя работу по данному направлению, я прекрасно понимаю, что нельзя не задействовать в ней родителей. Так, стало традицией проводить детско-родительские праздники. Организуя культурно-досуговое мероприятие, я всегда стараюсь, чтобы праздник был насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют воспитанники, родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Таким образом, осуществляется не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют.

Своим опытом, наработками я с удовольствием делюсь с коллегами, провожу консультации, оказываю помощь педагогам в организации и проведении тематических занятий.

Подводя итоги проделанной работе можно сделать вывод, что культурно – досуговая деятельность является эффективной формой в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников.

Формирование патриотических чувств через досуговую деятельность
Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств через досуговую деятельность
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 20:05
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД