расима башарова
Формирование чувств патриотизма у дошкольников на примере малой Родины села Кушнаренково Республики Башкортостан
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Работая в сфере дошкольного образования более 40 лет, я пришла к выводу, что это тема наиболее актуальна.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «Формирование чувств патриотизма у дошкольников на примере малой Родины села Кушнаренково Республики Башкортостан» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств является одним из приоритетных направлений работы нашего Детского сада «Петушок».
Цель которую мы поставили при решении задач патриотического воспитания детей — это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,детскому,саду,улице,городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
—воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность этой темы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
И наша задача, задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Поэтому воспитывать патриотические чувства у ребенка нужно начинать довольно рано – в детском саду, и начинать нужно с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников мы педагоги осуществляем ежесекундно во всех видах деятельности. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Я хочу поделиться опытом работы нашего дошкольного учреждения в области патриотического воспитания дошкольников.
В нашем детском саду создан:
• Музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией.
• Книжные уголки, где размещены книги о родном крае, альбомы с фотографиями природы Кушнаренковского района.
Методический кабинет, который является своеобразной копилкой педагогических идей помогает воспитателям в организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в нем создан банк методической литературы по патриотическому воспитанию, куда входят и конспекты занятий, и альбомы военных лет, альбомы родного края.
Какую работу нужно проводить с детьми для воспитания в них патриотических чувств?
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
• экскурсии и целевые прогулки. (на сегодняшний день это тесная работа с родителями, после проведенного занятия они закрепляют это домашними прогулками.)
• рассказ воспитателя;
• наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
• беседы о родном селе, ее истории;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ;
• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов (так 16.11.2021 мы с ребятами в формате прямого включения посмотрели открытие выставки живописи заслуженного художника РБ Петрикова А. А.)
• организация тематических выставок (участие в выставке посвященный Дню Республики Башкортостан,Дню народного единства)
• участие в общественных и календарных праздниках (все наши тематические праздники, на сегодняшний день идет подготовка ко «ДНЮ МАТЕРИ», это подготовка поделок и подготовка музыкальных поздравлений)
• участие детей в посильном общественно-полезном труде (субботники на участке и помощь дома.)
(№16) Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.)Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в в домашних спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Этот год был приурочен к празднованию Великой Победы. И мы приняли активное участие в этом празднике.
1. Был составлен План проведения мероприятий, посвященных празднованию 80 -той годовщине Победы в Великой Отечественной войне в МБДОУ детский сад №3 «Петушок» .
2. Наши воспитанники и педагоги приняли участия в Межрегиональном интернет – конкурсе видеороликов «Помним о Войне» от Министерства Культуры Республики Башкортостан и Дома дружбы Народов.
3. Наши воспитанники участники Всероссийской акции «Библеосумерки 2020 Память нашей Победы» (материал за 2020 год)
4. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мы не забудем той войны»
5. Приняли участие в акции «Бессмертный полк»
6. Проведен цикл открытых занятий «Мы помним, мы гордимся»
7. Спортивные мероприятия Посвященные празднованию Дня Победы
8Проводятся торжественные праздники посвященные «Дню Победы».
9Участники районных конкурсов таких как «Для мамы с любовью!» (посвященный Всероссийскому Дню Матери, «Читаем стихи на родном языке» (посвященный Международному Дню Родного языка, «Я рисую мой любимый Башкортостан».
10Районный конкурс творческих поделок «России славный триколор»ко дню Государственного флага РФ
11Районный конкурс – фестиваль исполнителей народных песен «Звездам навстречу» III место.
12Участники Республиканского конкурса рисунков среди детей дошкольного возраста посвященный «Дню Башкирского языка» (материал за 2020год)
13Активные участники олимпиады «Мы- Гагаринцы»
14Воспитанники принимают участие во районном празднике «Виноградная лоза».
И в заключении хочется сказать словами великого академика Д. С. Лихачев, который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.