Папки-передвижки

Формирование первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Мария Акишева
Формирование первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Я представляю вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию игровой и продуктивной деятельности».

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Очевидно активное становление рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которому предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств.

Публикация «Формирование первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

В процессе наблюдения за детьми в разнообразной деятельности детей я обратила внимание на то, что в сюжетно-ролевых играх у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; дети не четко представляют, какие существуют особенности в работе, например, повара; не могут назвать предметы, необходимые повару в работе; детям недостаточно знаний экономического плана, чтобы игра получилась интересной, содержательной, современной. В самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал : картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т. д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками.

«Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Я много раз замечала разное отношение к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течение всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Насторожила воспитателя также излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т. д. Так же было выяснено, дети не связывают происхождение денег с трудом, не знают, откуда берутся деньги.

Определив условия возникновения опыта, я столкнулась со следующими противоречиями:

1. Между проблемами формирования экономических знаний – с одной стороны, и отсутствием реальных условий для их формирования – с другой.

2. Между экономической любознательностью ребёнка, готовностью познавательной сферы к усвоению экономических знаний - с одной стороны, и отсутствием комплекса мероприятий для развития экономических представлений - с другой.

Ведущая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию игровой и продуктивной деятельности.

Над этой проблемой педагог работала в течение трех лет - с сентября 2009 по май 2012 года. Диапазоном опыта является специально организованная единая среда: образовательная деятельность + предметно-пространственная среда группы.

Новизна данного опыта заключается в том, что в нём впервые проблема формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста решается на основе интеграции игровой и продуктивной деятельности.

Хочу представить вашему вниманию ТЕХНОЛОГИЮ ОПЫТА. В группе на базе, которой происходило формирование опыта 25 воспитанников. Была проведена диагностика воспитанников по методике Курак Е. А., которая показала следующее: низкий уровень экономических представлений и понятий наблюдался у 52,8 % детей, средний уровень имели 47,2% воспитанников.

Цель данной работы - формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию игровой и продуктивной деятельности.

В своей работе по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста педагог определила основные задачи. При формировании первоначальных экономических представлений педагог опиралась на ведущие виды деятельности дошкольников - продуктивную и игровую.

Педагогом были определены основные принципы, которые легли в основу работы:

Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи по формированию экономических представлений могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для игровой и продуктивной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности. Работу по

формированию экономических представлений педагог ведёт в определённой системе, последовательности.

Принцип доступности. Формируя экономические представления у детей, учитывает их возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Правильно определяет ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. Формирует у дошкольников основы экономических представлений, воспитывает любовь и интерес к различным видам профессиональной деятельности взрослых, развивает творческие способности.

Принцип прочности. Эффективно реализовывает требования вышеперечисленных принципов, повторяет и закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки, применяет их на практике.

Так же были определены основные методы и приемы: беседы, экскурсии, тематические встречи, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.

После того, как было сделано вышеперечисленное, встал вопрос о том, как ввести работу по формирование первоначальных экономических представлений в практику группы, решение подсказали сами дети: во время сюжетно-ролевой игры «Больница» перед детьми встала проблема – нет чистых бланков рецептов. Педагог предложила детям самим изготовить такие бланки. Детям также были предложены различные материалы для работы (белая и цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши и фломастеры). Поставлена задача: сделать не просто бланк рецепта, а необычный бланк рецепта для волшебных лекарств, запоминающийся, сказочно-игровой. Дети были очень заинтересованы в том, чтобы получилось действительно что-то новое, интересное, и в конце работы у детей получились необычные, оригинальные бланки для рецептов. Каждому ребенку хотелось рассказать, почему именно такой у него получился результат. Всем очень понравилось, и по окончании работы дети предложили еще что-то сделать для пополнения игровым материалом сюжетно-ролевых игр. Было решено РАЗРАБОТАТЬ ПРОЕКТ «МАСТЕРСКАЯ ПЕТРУШКИ», в ходе реализации которого дети самостоятельно изготовят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Структура проекта представлена на слайдах. В проект входил комплекс мероприятий, объединё нный единым комплексно-тематическим планированием: сначала проводилась беседа или экскурсия или тематическая встреча, далее в продуктивной непосредственно образовательной деятельности дети изготавливали атрибуты для определённой сюжетно-ролевой игры, которые в последующем были использованы в играх. Для закрепления полученных знаний педагогом так же организовывалась предметно-развивающая среда для самостоятельной деятельности детей : художественная литература с экономическим содержанием, тематические альбомы, материалы для самостоятельной продуктивной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. На заключительном этапе работы педагогом также была проведена итоговая диагностика.

Показателем результативности опыта является положительная динамика формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию игровой и продуктивной деятельности.

Высокий уровень экономических знаний имеют 65% детей, 35% дошкольников - средний уровень, низкий уровень отсутствует. Произошли существенные изменения экономического знания детей, что позволяет надеяться на дальнейшее гармоничное развитие личности дошкольников, соответствие современному запросу общества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Опыт работы представляет практическую значимость для педагогов дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и может быть использован как целостно, так и в образовательной деятельности учреждения могут быть использованы материалы опыта работы: конспекты НОД, комплексы бесед и т. п. Проект «Мастерская Петрушки» может быть реализован на базе дошкольного учреждения в старших, подготовительных группах.

Прикреплённые файлы:

akisheva-m-m_b3qav.pptx | 5056,15 Кб
 
Публикации по теме:

Городское методическое объединение воспитателей образовательных организацийГородское методическое объединение воспитателей образовательных организаций Методическое объединение воспитателей образовательных организаций города Кирсанова На базе МБДОУ детского сада «Улыбка» 03.12.2013 года.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 17:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД