Алефтина Янбахтина
Формирование позитивных отношений между старшими дошкольниками в процессе освоения музыкального фольклора народов Урала
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ УРАЛА»
Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой и необходимым условием их полноценного развития, формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений.
Публикация «Формирование позитивных отношений между старшими дошкольниками в процессе освоения музыкального фольклора народов Урала» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования введена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Акцент делается на «положительное отношение», которое формируется с учётом таких духовно-нравственных качеств, как толерантность, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь.
Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации. Поэтому реализация проблемы формирования позитивных отношений рассматривается нами на примере детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет, как оптимального периода жизни человека, приобретения социокультурного опыта жизнедеятельности, активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур, становления нравственных основ личности.
Анализ педагогической и методической литературы в области дошкольного образования, опыт педагогической деятельности, опрос педагогов и наши собственные наблюдения показывают, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость, освоение детского фольклора Уральского региона, к сожалению, не становится объектом целенаправленного изучения в ДОУ, обращение к нему происходит редко. Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, формированию позитивных отношений детей к представителям других национальностей.
Задача педагога - сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека, что обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям; адекватное восприятие ситуации: способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения, умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования; владение навыками эффективного общения: умение наладить контакты, вести и заканчивать разговор, выражать чувства; «строить» позитивные отношения.
Фольклор - это самостоятельный вид искусства, свойственный представителям каждого народа и отражающий в произведениях народного творчества разных жанров - восприятие мира, черты национального характера, традиции истории, культуры этого народа, сложившиеся морально-нравственные нормы социального поведения и т. д. Детский фольклор, являясь частью общенационального фольклора, обладает в то же время ярко выраженной спецификой, которая обусловлена субъектом (субэтносом) этого творчества детьми.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, и был разработан проект «Народная культура, традиции и музыкальный фольклор народов Урала».
Отличительными особенностями данного проекта является вхождение в разные виды детской деятельности (интеграция музыки, чтения художественной литературы, изобразительной деятельности, искусства, а также дополнительным образованием старших дошкольников во второй половине дня.
Данный проект реализуется детьми старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением и расширением содержания.
В основу проекта положены следующие принципы: учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей. Вопрос патриотического воспитания и приобщения дошкольника к народной культуре становится актуальным в настоящее время. Формирование интереса к культуре музыкальному фольклору и традициям разных национальностей - единственная возможность формирования толерантного и позитивного отношения к народу проживающему на Урале.
Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Работая над проектом «Народная культура, традиции и музыкальный фольклор народов Урала» музыкальный руководитель включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о народах разных национальностей, проживающих в Свердловской области. Такое «проектное» управление музыкально - образовательным процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования.
Тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.
В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности.
Процесс формирования отношений личности никогда не заканчивается. Однако действительно важным этапом этого процесса является период дошкольного детства - время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом.
Мы считаем, если ребенок не понимает своего отличия от другого, не замечает своей уникальности, а так же особенности и уникальности своего друга, то это может в будущем сказаться на его взаимоотношениях с людьми разных национальностей во взрослой жизни. Для того, чтобы в будущем ребенок не стал человеком, который не принимает и не уважает другую нацию, чтобы у него не возникало конфликтов на почве межнационального непонимания, педагоги ДОУ в своей работе должны вести работу в плане формирования позитивных межнациональных, межличностных отношений детей, нацеливать их на то, чтобы ребенок с дошкольного возраста понимал и осознавал ценность дружеских взаимоотношений между людьми разных национальностей.