Формирование познавательно-игровой мотивации у старших дошкольников с ЗПР в группе компенсирующей направленности

Юлия Баландина
Формирование познавательно-игровой мотивации у старших дошкольников с ЗПР в группе компенсирующей направленности

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.

ФГОС выделяет формирование предпосылок учебной деятельности как тот вид деятельности, который в наибольшей степени соответствует решению задач, призванных развивать ребенка. Правильная ее организация способствует развитию логического мышления, формированию эмоционально-чувственного опыта, обогащению словарного запаса. Сенситивным периодом развития познавательной активности, по утверждению ученых, является период дошкольного детства. Именно в это время ребенок испытывает острую потребность в новых впечатлениях. Опираясь на эту особенность дошкольника, педагоги и родители должны выстраивать общение с ребенком так, чтобы с наибольшей эффективностью развивать познавательную деятельность будущего школьника.

Познавательная мотивация выражается в эмоциональном отношении ребенка к предмету. По мнению Л. С. Выготского: «Познавательная мотивация -это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях»

Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста воспитателями и специалистами МКДОУ «Детский сад 56» подобраны и апробированы специальные упражнения. Эти упражнения могут стать полезными для педагогов детских садов и работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Предложенные упражнения формируют произвольность – умение детей:

Сознательно подчинять свои действия правилу;

Ориентироваться на заданную систему требований;

Внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Проводя целенаправленную работу по формированию мотива учения, можно развить мотивационную готовность к обучению в школе.

«Сосед, подними руку»

Игра воспитывает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к друзьям и одногруппникам.

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

Игра может использоваться перед занятием по подготовке к обучению грамоте, по математике, если дальше планируется работа на листе бумаги.

«Школа наоборот»

Используется для проигрывания конфликтных ситуаций

Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:

Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце.

Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!

Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?

Ученик: — Зеленое!

Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?

Ученик: — Продолговатое!

Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?

Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.

В этой игре стоит обратить внимание на передачу роли, которая происходит два раз, от педагога ребенку и наоборот. Можно использоваться такой сюрпризный момент, как звонок (колокольчик, передача совпровождается словами «Хочешь быть учителем?». Сразу видна игровая мотивация.

«Кто где живет»

Коллективная игра для развития произвольности и школьных навыков

Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, для наглядности может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверек обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.).

Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» — и ведет к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника — не забывать благодарить провожатого.

Данна игра может хорошо отражать лексическую тему, которая в данный момент спланирована педагогом. Животные могут быть лесными, домашними т. д.

«Первоклассник»

В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность (обычно эта игра проводиься, как развлекательная часть утренника)

На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.

Для игры можно использовать рюкзаки, либо папки. Мы рекомендуем игру проводить в конце занятия, так как игра эмоционально насыщена, участники волнуются, торопятся. А болельчики активно поддерживают.

Прикреплённые файлы:

prez-gmo-2015_9egt0.pptx | 3780,03 Кб | Скачан: 35
 
Публикации по теме:

Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях средствами игровой деятельности Тема: «Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях через игровую деятельность». Речевая.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников среднего возрастаФормирование мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников среднего возраста Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических.

Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей старшего возраста (из опыта работы)Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей старшего возраста (из опыта работы) Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей-не упустить этот.

Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 1. Название проекта Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность 2. Автор.

Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Конспект совместной игровой деятельности педагогов и детей группе компенсирующей направленности «Загадки Осени» Цель-создать условия для активного участия детей в разных видах игровой деятельности. Задачи: Коррекционно-образовательные: -Обобщить и.

Формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельностиФормирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Уважаемые гости моего блога! Очень хочется поделиться с вами моими наблюдениями и выводами. У каждого педагога выбрана тема по самообразованию.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.

Развлечение для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Затейники» по лексической теме «Зима». Развлечение для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Затейники» по лексической теме «Зима». Цели: - закрепить.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование познавательно-игровой мотивации у старших дошкольников с ЗПР в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 14 марта 2016 в 12:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект во второй младшей группе «Дом пуговки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №122 Совместная деятельность воспитателя Весторопской Т....
Конспект занятия по рисованию «Роспись вазы» хохломской росписью для детей старшей...
Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле – «золотая...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки «Подснежники в подарок»
Задачи. Вызвать у детей интерес к созданию простого сюжета, аппликативными средствами. Продолжать учить с техникой работы из бумаги, сделанных в объеме –...
Проект «Быть здоровыми хотим»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №237 Проект «Быть здоровыми хотим» Составила воспитатель: Иляскина Н. И. Вид проекта:...
Мастер-класс по аппликации из кругов «Бегемот»
"Что можно сделать из кругов? " -этот вопрос задавали мне воспитанники средней специальной группы в начале года, рассматривая подготовленные шаблоны....