Получи документы

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ (6 фото)

Елена Домарева
Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Вышегородцева Ольга Соломоновна,

Домарева Елена Николаевна,

Салькова Елена Викторовна,

воспитатели,

МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»

Тема: «Формирование познавательно-речевой активности детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ посредством развивающего методического комплекса «Мастерская речи».

Цель: ознакомление педагогов с развивающим методическим комплексом «Мастерская речи» для работы с детьми-инвалидами и обучающихся с ОВЗ по формированию познавательно - речевой активности.

Задачи:

Публикация «Методический комплекс „Мастерская речи“ для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ» размещена в разделах

- повысить мотивацию педагогов к овладению новыми приемами и способами работы по развитию речи;

- показать методику работы по развитию речевой и познавательной активности с детьми с ОВЗ по средствам игр с развивающим методическим комплексом «Мастерская речи»;

- познакомить педагогов с подборкой игр, которые охватывают разнообразное содержание и предусматривают разные виды детской активности;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

Актуальность. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Уникальным средством развития речи дошкольников и раскрытия их интеллектуального потенциала является развивающий методический комплекс «Мастерская речи».

Новизна заключается в использовании игрового экрана с различными вставками и нетрадиционных игр для развития речи. Систематические занятия с данным комплексом создают условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения детей.

Развивающий методический комплекс «Мастерская речи» с набором методических материалов, игр поможет развить у ребенка физиологическое, речевое дыхание, мелкую моторику, память, звукопроизношение, логическое мышление, внимание, артикуляцию. Настроить его на положительные эмоции, сформировать, творческие способности, навыки чтения, письма и грамматики.

Цель методического комплекса : развитие речевой и познавательной активности у детей по средствам игр с развивающим методическим комплексом «Мастерская речи».

Задачи методического комплекса :

Образовательные:

стимулировать речевую активность ребёнка, формировать слуховое восприятие;

формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте;

формировать умения составлять связные рассказы по серии картинок;

упражнять в практическом усвоении морфологической и синтаксической системы родного языка.

Развивающие:

развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

развивать представление об окружающем мире;

развивать память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление;

развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику и скоординированность движений рук.

развивать речевое творчество.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к родному языку как средству общения;

формировать умение работать в паре;

создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Формы работы с развивающим методическим комплексом

«Мастерская речи» – индивидуальная, подгрупповая, коллективная.

Оборудование: трансформируемый стол, на котором располагается игровой экран и дидактические игры; разнообразные вставки, выполненные из оргстекла, ковролина, фланели, металла, зеркала, сетки-тренажёра.

Ход мастер-класса :

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию методический развивающий комплекс «Мастерская речи».

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. В связи с этим встаёт вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.

Работа по развитию связной речи является самой сложной, как для детей, так и для педагога. Педагогу очень трудно удержать внимание у всех детей, а детям часто бывает неинтересно. Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому чтобы заинтересовать детей, сделать занятия более интересными, увлекательными, игровыми и в то же время направленными на основную задачу – развитие связной речи, мы создали методический развивающий комплекс «Мастерская речи».

В состав комплекса входит легко трансформируемый стол, на котором располагается игровой экран и дидактические игры. К комплексу прилагаются методические рекомендации и описание игр. Для удобного хранения предусмотрен специализированный пенал.

При изготовлении развивающего комплекса используются экологически чистые компоненты, не приносящие вреда детскому организму.

Наше пособие: безопасное, практичное, лёгкое и мобильное в использовании, многофункциональное, эстетичное.

Развивающий методический комплекс «Мастерская речи» представляет собой игровой экран с разнообразными вставками, выполненных из оргстекла, ковролина, фланели, металла, зеркала, сетки-тренажёра, которые легко меняются в зависимости от поставленной задачи при работе с детьми.

Игры на экране с использованием вставки из оргстекла

При специально организованном обучении у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется механизм изобразительной деятельности, составляющий единый комплекс из игры, речи и изображения. Изобразительная деятельность играет большую роль в познании окружающего мира, также помогает классифицировать то, что дети познают. Кроме того, рисование – коммуникативный канал, у детей есть возможность общаться друг с другом.

Игра «Рисуем вместе»

Дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом.

Упражнение «Звуковые дорожки»

Ребёнок пальчиком или маркером ведёт по дорожке, произнося при этом различные звуки. Взрослый может сопровождать работу ребенка прочтением стихотворения с заданным звуком.

Упражнение «Логопедические раскраски»

Вариант 1. Ребенок раскрашивает на стекле раскраску на заданную тему, при рисовании четко проговаривая предметы, которые изображены на рисунке.

Вариант 2. Ребенок раскрашивает рисунок по частям в соответствии с цветовым обозначением на рисунке и ищет какая буква спряталась в рисунке.

Вариант 3. Ребенок заштриховывает предметы в различном направлении по образцу.

Игры на экране с использованием вставки их ковролина

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки.

Игра «Звуковая улитка»

Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

Игра "Веселый дождик"

На облако прикрепляем необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На капельки прикрепляем гласные буквы. Ребенок, переходя от одной капельки к другой, прочитывает слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Игры на экране с использованием зеркала

Игры «Послушный язычок»

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

В начале упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

Прежде чем выполнить упражнение, вспомним названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).

Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Игры на экране с использованием сетки-тренажера

Данный тренажер предлагаем использовать: для плетения (шнурами, лентами, веревочками).

Дидактическая игра «Зима, лето, осень, весна»

Дети плетут любое дерево и рассказывают о нем. Например, сказочное дерево.

Дидактическая игра «Колобок»

Жил на свете колобок, круглый бок, румяный бок

Он из дома убежал, в лес дремучий он попал.

С помощью лент дети показывают движение Колобка, пересказывая сюжет сказки. Аналогично проводится игра по сказке «Теремок», «Репка».

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Соответственно при планировании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию.

Упражнение «Заплети косички»

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету.

Приговариваю:

— Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Используя веревочки, дети плетут косы, проговаривая стихотворение. Косу можно плести одновременно с двух сторон вставки.

Упражнение «Завяжи шнурки»

Я шнурочки завяжу,

Бантик всем вам покажу.

Игры на экране с использованием фланелеграфа

Диапазон игр, в которые можно играть на фланелеграфе, достаточно широк. Вот некоторые из них.

Дидактическая игра «Пирамидка»

К схемам слоговой структуры на пирамидке (один, два, три, четыре слога) дети выбирают подходящие предметные картинки, проверяют вслух количество слогов и соединяют картинку с нужным кольцом на пирамидке.

Технология «Дидактический сиквейн»

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что);

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие);

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают);

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Пример составления сиквейна:

1. Буратино

2. Деревянный, веселый.

3. Ходит, учится читать, любит папу Карло.

4. Буратино открыл золотым ключиком дверь.

5. Мальчик

Упражнение «Двойная сказка»

Два ребенка поочередно пересказывают знакомые сказки, сопровождая свой рассказ и рассказ собеседника показом действий повествования с двух сторон фланелеграфа.

Игры на экране с использованием вставки из металла

Незаменимым помощником для организации образовательной деятельности является магнитная доска – оборудование, имеющее широкий спектр использования. Она помогает педагогу объединить в своей работе все методы обучения : наглядные, игровые, практические и словесные, что улучшает восприятие детьми получаемой информации.

Дидактическая игра «Веселый поваренок»

Детям предлагается вспомнить названия овощей и фруктов, выявить их отличительные особенности. После этого дети анализируют правильность выполнения задания, подбирают прилагательные, обозначающие цвет, форму, вкус к каждому овощу и фрукту. Затем дети должны определить из каких овощей и фруктов можно приготовить суп, компот. Правильно назвать продукты питания из них: суп из овощей-овощной, суп из капусты - капустный, суп из гороха - гороховый, из картофеля –картофельный, а также компоты.

Игра «Веселые часики»

Данная игра разнообразит проведение артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Например, «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

Сказка в работе с детьми, имеющими речевые недостатки, используется как средство, обучения, развития и воспитания. Дети учатся думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь. Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребёнка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.

Яркие и интересные персонажи сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик, поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений.

Игра «Расскажи сказку»

Ребенок принимает участие в инсценировках различных сказок, использует предметные и сюжетные картинки (фигурки людей, животных, транспорт, дома, насекомые, персонажей к сказкам и т. п.).

Дидактическая игра «Живые картинки»

Ребенок выбирает картинку с условным обозначением предлога. Затем ребенку необходимо смоделировать ситуацию в соответствии с предлогом. Например, кот сидит на кресле, за креслом, в кресле.

Игры на экране без использования вставок

Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнения на развитие дыхания и речевого аппарата.

Упражнение «Ветерок»

Развитие правильного речевого дыхания. Педагог предлагает поиграть с метёлочкой, клоуном, снежинками, дождиком. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность — это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Упражнение «Волшебный сундучок»

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации.

Главный принцип использования комплекса - доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Имитационная игра

Мы предлагаем Вам поиграть в игру «Укрась букву»

Предлагаем педагогам различные игровые ситуации: у букв праздник, день рождения, бал. Нужно сделать так, чтобы они были необычные, и красивые. Для работы Вы выбираете материал сами, по своему желанию. В конце мы проведём выставку с названием «вечернего платья» буквы.

Самостоятельная деятельность участников мастер-класса

Мы предлагаем Вам самостоятельно придумать игры и упражнения для развития речевого дыхания детей. Обыграйте своего персонажа, чтобы заинтересовать ребенка для правильного выполнения упражнения. Например, — Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

На столе лежат шаблоны фигур и сказочных персонажей, ленты, шнурки, нить, клей ножницы. Приятной работы.

Результативность

Основываясь на опыте использования методического комплекса можно сказать, что его систематическое использование оказывает большое влияние на развитие речи, подтверждает наличие у детей с ОВЗ устойчивой мотивации к активной речевой деятельности. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной.

Выводы и рекомендации

Данный комплекс уникален тем что, съемные детали позволяют использовать данное пособие в любой тематической неделе, его можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» развивающий комплекс, а лишь сделает его еще функциональнее.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.

Рефлексия

Закончите предложение:

• На мастер-классе я ….

• Самым интересным для меня сегодня было ….

• В своей дальнейшей работе я ….

• Я пожелал бы ведущему мастер-класс воспитателю ….

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Список литературы:

1. Гаврилова А. С. Логопедические игры. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА». – 2010

2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. (с 4 до 7 лет). СПб. «Детство-пресс», 2018

Фото «Мастерская речи»
Методический комплекс  для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ - фото
Фото №1 Цель ознакомление педагогов с развивающим методическим комплексом Мастерская речи для работы с детьми инвалидами и обучающихся с ОВЗ по формированию познавательно речевой активности Фото №2 Задачи Публикация Методический комплекс Мастерская речи для формирования познавательно речевой активности детей инвалидов и детей с ОВЗ размещена в разделах Работа с Особыми детьми Фото №3 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие речи
Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Комплекс НОД по развитию речи для детей младшей группы «В гости к солнышку» Комплекс НОД по развитию речи для детей младшей группы «В гости к солнышку» Цель. Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 21:25
+222Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД