Мамедова Ирина
Формирование познавательного интереса детей при использовании матрешки в совместной и самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательного интереса детей при использовании народной игрушки – матрешки в совместной и самостоятельной деятельности»
С осанкой гордой, величавой,
Стоит матрешка - дух Руси.
И взгляд ее направлен прямо.
Т. Подцветова
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Публикация «Формирование познавательного интереса детей при использовании матрешки в совместной и самостоятельной деятельности» размещена в разделах
В основу моего проекта легла идея развития познавательного интереса через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Проект «Кукла славная – матрешка»
Классификация проекта: комплексный
Тип проекта: средней продолжительности (январь-май)
Возраст воспитанников: младший дошкольный возраст
Актуальность темы: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Цель проекта: Знакомство детей с народной игрушкой (русской мат-решкой) через интеграцию познавательно-игровой и продуктивной деятельности.
Задачи:
- Знакомить с народной игрушкой (русской матрешкой);
- Формировать представление о многообразии матрешек;
- Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку.
- Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
- Развивать и пополнять активный словарь детей.
- Воспитывать у детей бережное отношение к народной игрушке.
В рамках проекта использовались формы работы с детьми :
Беседы;
Наблюдение;
- Игры - экспериментирования;
- Настольные игры;
- Создание игровых проблемных ситуаций
- Игры (настольные, дидактические, подвижные)
- Рассматривание иллюстраций;
- Познавательная деятельность;
- Музыкальная деятельность.
В рамках проекта использовались формы работы с родителями :
- Анкетирование.
- Индивидуальные беседы и консультации.
- Наглядная информация : консультации «Роль матрёшки в развитии ребёнка» «Игры с матрешками для самых маленьких» «В какие игры можно играть с матрешками»
- Буклет «Народная игрушка- матрёшка»
- Помощь в оформлении выставки «Матрешки бывают разные»;
- Помощь в изготовлении книжки про матрешку;
- Мастер – класс «Веселые матрешки»;
- Презентация проекта.
На начальном этапе я изучила разнообразную методическую литературу по теме, провела анкетирование родителей на тему «Русская народная игрушка – матрешка»", чтобы выяснить знания родителей о русской народной игрушки-матрешки в жизни ребёнка, составила подробный план реализации проекта.
Чтобы пробудить интерес к теме проекта детям был задан вопрос «Ребята, кто такая Матрёшка?» и после этого началась моя работа над проектом.
В проекте разработаны все виды непрерывной – образовательной деятельности : коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная (рисование, лепка, аппликация, социализация.
В познавательном развитии шла работа по формированию элементарных знаний о возникновении народной игрушки - матрешки. С применением разработанного лэпбука - настольного дидактического материала, я с детьми закрепляла и развивала сенсорный опыт, речь, внимание, мелкую моторику, память.
Познакомились с художественным произведениям С. Маршака «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…», которое помогло раскрыть внешнюю красоту матрешки, а также воспитывать бережное отношение к ней.
Содержание образовательной области «художественно эстетическое развитие» в проекте направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне матрешки. В ходе занятий дети познакомились с цветовой гаммой росписи матрешек, некоторыми художественными элементами. В лепке продолжили развитие интереса к украшению вылепленной матрешки. Развили интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создавая разнообразие изображений при нанесении узора. Дети научились проявлять активность и творчество, выявляя эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить и наклеивать.
Познакомились с песнями, играми, хороводами с матрешкой.
Для родителей, как полноправных участников образовательного процесса, разработала консультацию: «Роль матрёшки в развитии ребёнка», изготовила буклет: «Народная игрушка- матрёшка».
Родители активно участвовали в проекте группы, старались закреплять знания, полученные детьми в детском саду. Совместно с родителями создали выставку «Матрешки бывают разные». Провела мастер-класс с родителями и детьми «Веселые матрешки». Благодаря родителям создала книжку – малышку «Матрешки» в разных техниках.
По итогу проекта можно отметить следующие результаты:
-Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности.
- Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.
- Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер).
- Появился познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
- Обновилась развивающая предметно-пространственная среда группы, создан лэпбук дидактических игр.
- Улучшились партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников,
повысилась важность употребления народной игрушки - матрешки в жизни ребенка для развития игровой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате работы над проектом дети расширили свои знания о русской народной игрушки – матрёшки. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.