МААМ-картинки

Формирование познавательного интереса при помощи экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Cветлана Ворончихина
Формирование познавательного интереса при помощи экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность предполагает совместную работу педагога и детей, нацеленную на решение интеллектуальных задач проблемного характера, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, игре, труде, в процессе ознакомления с окружающим. Она предполагает «открытие» детьми новых знаний и способов деятельности.

Поисковая деятельность детей имеет следующую структуру:

– принятие детьми познавательной задачи;

– анализ задачи и выдвижение предположений о возможном течении явления и его причинах;

– отбор способов проверки;

– проверка предположения;

Публикация «Формирование познавательного интереса при помощи экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

формулирование выводов.

Познавательные задачи могут ставиться перед детьми педагогом или же выдвигаться самими детьми. Важным условием постановки познавательной задачи является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает у детей, когда задача поставлена, осмыслена детьми, но сразу решить ее они не могут.

Поэтому одной из главных задач педагогов по формированию естественнонаучных знаний при ознакомлении с неживой природой является построение своей работы таким образом, чтобы ребенок сам смог овладевать нужными знаниями и отвечать на возникшие у него вопросы. Для реализации данной задачи мы используем такую форму работы с детьми, как экспериментирование.

Этапы детского экспериментирования :

– собственное обследование предметов и явлений природы;

– планирование действий экспериментального опыта;

– выявление общих, существенных связей и закономерностей между предметами и явлениями;

– обобщенные формы рассуждений;

– решение практических задач, обогащающих личный опыт ребенка и развивающих такие их качества, как активность, познавательный интерес, самостоятельность, самоконтроль и творческие способности.

Организация опытов требует специально созданной развивающей среды, что предполагает наличие в дошкольном учреждении оборудованного «научного центра». Кроме того, в младших возрастных группах необходимы центры «Воды и песка», а в старших группах – мини-лаборатории. Их задача заключается в проведении более длительной экспериментально-опытнической работы детьми в течение дня.

Педагог планирует деятельность дошкольников по формированию основ естественно-научных знаний таким образом, чтобы ребята после непосредственной организованной деятельности могли самостоятельно или совместно с воспитателем применить полученные знания в мини-лабораториях. Таким образом, дошкольники закрепляют полученные знания о неживой природе на практике.

Ознакомление дошкольников с природой проводится планомерно и системно в течение всего года. Для этого используются наиболее эффективные формы работы с детьми :

– наблюдение на прогулке;

– проведение игр-экспериментирований, опытов и экспериментов в физической лаборатории и мини-лабораториях в группах;

– организация интегрированных занятий познавательного цикла.

Все организованные формы работы имеют свой алгоритм:

1. выявление знаний детей по данной теме и проблеме;

2. организация и проведение опытов воспитателем и наблюдение детей за процессом изменения объекта;

3. организация самостоятельной исследовательской деятельности детей;

4. коллективное обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы;

5. решение поисково-проблемных задач;

6. составление схем, моделей, чертежей (обобщение знаний).

Такой алгоритм действий позволяет педагогу формировать у детей знания по многообразию окружающего мира, способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, формировать собственную картину мира. В целом поисковая деятельность позволяет ребенку не только легко ориентироваться в окружающем мире, но и путем сравнения, сопоставления, рассуждения осознавать причинно-следственные связи, существующие в природе, самостоятельно открывать, познавать свойства и отношения, отыскивать закономерности.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром, и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Опытно-экспериментальная работа с детьми, нами осуществляется с применением следующих форм и методов :

• наблюдения;

• путешествия;

• опыты;

эксперименты;

• трудовая деятельность в природе;

• экскурсии;

• экологические лаборатории;

• экологические сказки;

• экологические праздники, досуги, викторины;

• природоохранные акции;

• моделирование (создание моделей);

• проекты;

• дидактические игры.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для са-мостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В нашей группе приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и делают что-то новое.

В нашей группе с целью развития детского экспериментирования в подготовительной к школе группе, был оборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, соответствует среднему уровню развития ребенка.

Состав и структура уголка экспериментальной деятельности.

Дидактический материал

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции - мини-музей (тематика различна, например: "Часы бывают разные", "Изделия из камня".

Оборудование

-лупа, стекло, магнит, железо, резина;

-технические материалы: гайки, болты, гвозди, винтики, шурупы, конструктор и т. д. ;

-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева и т. д. ;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

-колбы, пробирки, песок, глина, земля, красители: пищевые и непищевые: гуашь, акварельные краски и др. ;

-«зелёный уголок», семена растений, гербарий, шишки, спил деревьев, ракушки, мох, хвоя и т. п. ;

-Глобус, коллекция камней, песок, глина, земля, разные виды почвы;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, свечи, сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда; приборы-помощники : песочные часы, лупы, резиновые перчатки.

Работа по повышению познавательного интереса детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности строится в обязательном сотрудничестве с родителями воспитанников:

• индивидуальные рекомендации и консультации по проведению опытно-поисковой работы в домашних условиях;

интерактивные игры;

• проведение родительских собраний;

• совместные экскурсии;

• совместные собрания;

• совместные досуги и экологические праздники;

• совместная работа по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и на его участках;

• открытая непосредственно-образовательная деятельность по экспериментированию с привлечением родителей.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса при помощи экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2021 в 15:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД