Приложение МААМ

Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями

Наталья Кудряшова
Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями.

Методическое пособие предназначено студентам профессиональных педагогических учебных заведений, и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений для работы по формированию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями и целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности, а также для родителей и тех, кто интересуется проблемами формирования познавательного интереса у детей.

Публикация «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями» размещена в разделах

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора. ….…. …. 4

Календарно - перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями …6

Приложение …. …. ….…. ….14

Конспекты ООД по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями …. …. …. ….…15

Занимательные опыты по ознакомлению с комнатными растениями …. 30

Загадки о комнатных растениях …. 33

Стихи о комнатных растениях ….37

Дидактические игры для ознакомления детей с комнатными растениями. …. 41

Пальчиковые игры …45

Диагностический инструментарий по выявлению уровня знаний детей младшего дошкольного возраста о мире комнатных растений ….….47

Консультации для родителей ….…. 50

Иллюстрации комнатных растений ….…64

Список используемых источников и литературы….…. ….70

ОТ АВТОРА

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,

что в мире много существ меньше и слабее меня, и

можно сделать им добро, хотя бы тем,

чтобы пройти мимо, не задев, не затронув».

Е. Леонов

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Очень важно в детском саду заложить основы экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста. Основной целью экологического воспитания является развитие практически – деятельного отношения к окружающей среде. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.

Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причино – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Таким образом, развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.

Календарно - перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями

СЕНТЯБРЬ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема:

Покажем Дюймовочке наш уголок природы

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п. Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения и животные. В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете, тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.

Тема: «В гостях у бальзамина»

Цель: Дать детям знания о внешнем виде бальзамина, о его строении - стебель листья, цветки; знания о величине, количестве и характере поверхности листьев.

Закреплять знания детей о способах ухода за растениями (полив, о потребности растений в воде.

Развивать деятельность наблюдения, сенсорные способности.

Воспитывать интерес к миру растений. Тема: Наблюдение

1. Комнатные растения украшают наш дом

Цель: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений : они красивые, украшают комнату.

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

ОКТЯБРЬ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: Знакомство с комнатными растениями (герань)

Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение (ГЕРАНЬ, с целью уточнить название частей растения : листья, стебель, ветки, цветы. Познакомить с правилами поливки растения. Учить моделировать растение из отдельных частей. Тема: Наблюдение за поливом комнатных растений (герань)

Цель: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).

Заучивание стихотворения

Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)

НОЯБРЬ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: «Сравнение комнатных растений – герань и бальзамин»

Цель: Формирование умения сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.

Закрепление умений пользоваться моделями.

Упражнять в обследовательских действиях (обвести, погладить) .

Тема: Мы научились поливать комнатные растения

Цель: Уточнить и закрепить представления о частях растения : листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями. Тема: Наблюдение – с водой и без воды (опыт 3)

Цель: Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).

Наблюдение 4. Результаты опыта «С водой и без воды». Полив растений совместно с детьми. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того, чтобы они лучше росли.

ДЕКАБРЬ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: Знакомство с комнатными растениями (фикус)

Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение, но отличающиеся от знакомого детям – формой и величиной листьев (большие, широкие, гладкие, ровные, овальные и т. п.). Учить детей сравнивать два растения, моделировать растение из отдельных частей. Воспитывать интерес к комнатным растениям. Тема: Наблюдение за протиранием широких листьев фикуса

Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.

Д/игра «Большие и маленькие»

Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие»«маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т. п.) Поручения под руководством воспитателя: полив влаголюбивых растений, уборка инвентаря.

ЯНВАРЬ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: Мытье комнатных растений

Цель: Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями, но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ). Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов: ухаживать, поливать, протирать листья. Наблюдение. Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Д/игра «Найди похожее»

Цель: Упражнять детей в названии растений, учить их несложному описанию внешнего вида растения. (Нади растение похожее на травку, дерево; найди растение похожее на картинку, модель, как на фото; найди два похожих растения и т. п.)

Опыт. На свету и в темноте

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Поручения при поливе растений : налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе.

ФЕВРАЛЬ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: Наше комнатное растение

Цель: Учить детей умению передавать в аппликации свои впечатления от наблюдений за комнатными растениями. Закрепить название и строение растения (ФИКУС, цвет величину, форму его частей. Учить сопоставлять предметы по величине (внизу большие листья, вверху поменьше) Закреплять приемы правильного раскладывания и наклеивания фигур. Совершенствовать приемы намазывания клея. Обращать внимание на аккуратность в работе с материалами. Учить работать вместе. Наблюдение за цветущими растениями

Цель: Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.

(Данные наблюдения за цветущими растениями проводятся по мере их цветения.)

Д/игра «Один и много»

Цель: Учить детей несложному описанию внешнего вида растений, развивать наблюдательность. Учить моделировать растения. (К растению с одним цветком подобрать изображение; найти растение, у которого много цветов; Найти цветы с красными и белыми цветками; посчитать стебли, листья растений и т. п.) Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т. п.)

МАРТ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: Знакомство с комнатными растениями (кливия, зеферантес)

Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку). Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений, учить сравнивать их между собой. Наблюдение – исследование «надо ли поливать растения

Цель: Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов : по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая). Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы)

Д/игра «Найди такой же»

Цель: Закреплять знания детей о комнатных растениях. Учить узнавать растения по фотографии, картинке, модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.

Опыт. Может ли растение дышать?

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии

АПРЕЛЬ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: «Поможем зеленому другу»

Цель: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое : оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше», «меньше». Наблюдение за рассаживанием цветка

Цель: Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения.

Д/игра «Цветовод»

Цель: Закреплять знания детей о строении и характерных особенностях внешнего вида растений, их названия. Учить составлять модели комнатных растений.

Опыт. Что нужно для питания растениям?

Цель: Установить необходимость света для питания растения. Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений : набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.

МАЙ

ООД Наблюдения Трудовая деятельность

Тема: Мы научились ухаживать за комнатными растениями

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем. Наблюдение «Что изменилось?»

Цель: Привлечь детей к осмотру растений в уголке природы. Обратить внимание на изменения в их развитии (появился новый лист, бутон и т. п.) Связать начавшийся бурный рост растений с приходом весны (увеличением солнечного света и тепла)

Д/игра «Узнай растение»

Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях. Учить находить растение по названию, по описанию-загадке.

Опыт: «Есть ли у растения органы дыхания

Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании. Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями : полив растений, протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря.

Публикации по теме:

«Познаем, играя». Советы родителям по организации и развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста • Во время игр на прогулке наблюдение за живой и неживой природой (снег, деревья, ветер, солнце, за общественной жизнедеятельностью человека.

Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста «Поможем найти Солнышко» Программное содержание: Обучающие задачи : Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу – мяу, вить-вить,Ж-Ж-Ж Формировать умение.

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возрастаФормирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста как неотъемлемая часть реализации.

Фотоотчет о развитии познавательного интереса к малой Родине у детей дошкольного возрастаФотоотчет о развитии познавательного интереса к малой Родине у детей дошкольного возраста Рассматриваем книги о Кубани, карту Краснодарского края, Красную книгу Кубани. Дети очень заинтересовались и увлеченно делились друг с.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природойРазвитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Проект. Название: "Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с.

Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста с целью формирования у детей познавательного интереса. Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста с целью формирования у детей познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков.

«Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями» в работе с детьми старшего дошкольного возраста «УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ, УХАЖИВАЯ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одной из важнейших причин экологического.

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя Так давайте к ней мы будем Относиться как друзья. Л. Парукова В настоящее время, как никогда,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями
Опубликовано: 26 июня 2016 в 19:40
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кудряшова (УИ 22010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД