Лучший педагог года

Формирование познавательной активности у младших школьников

Аксана Нугаманова
Формирование познавательной активности у младших школьников

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.

Публикация «Формирование познавательной активности у младших школьников» размещена в разделах

На сегодняшний день есть два пути формирования познавательной активности : экстенсивный и интенсивный. Оба они имеют одну конечную цель: воспитание нравственной, образованной, творческой, социально-активной личности.

Попытки учителя сформировать приемы обобщения, а также поиск детьми обобщенных способов решения не редко бывают безуспешными, что сказывается на характере познавательной активности школьников. Тем не менее, учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке желание познавать все новое.

С целью формирования у детей познавательной активности учителю необходимо :

• создать на уроке доброжелательную атмосферу;

• использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

• концентрировать внимание на главном учебном материале;

• избегать перегрузки учащихся.

Следует отметить, что познавательная активность формируется средствами отбора информации и путем участия младших школьников познавательной деятельности.

Хотим предложить вашему вниманию проведенную нами опытно – педагогическую работу, цель которой являлось формирование познавательной активности у младших школьников.

Нами были выбраны нестандартные формы обучения, которые в последнее время часто используются учителями начальных классов. Их главная цель – формирование познавательной активности учащихся. Нетрадиционная форма урока : сказка, путешествие, игра соответствует возрастным особенностям младших школьников. В игре дети с легкостью овладевают новыми умениями, знаниями. На нестандартном уроке можно использовать различные формы игры и учения. В результате его увеличивается вероятность приобрести новые знания, умения и развитие своих творческих способностей.

Рассмотрим более подробно каждую из форм.

1) Урок – викторина по литературному чтению на тему «Сказка мудростью богата».

С начала урока детям была предложена самостоятельная работа:

- Определить тему урока с помощь заданий: ребуса, составление слова и слогов взятых из других слов, загадки.

- Определить цели: на какие группы делятся сказки, виды сказок, в чем особенность построения сказки, в чем ее отличие от других литературных произведений.

- Разгадать кроссворд с помощью загадок, например: Кто из героев напугал всех своим пыхтением.

- Использование сюрпризного момента: Почтальон Печкин принес телеграмму с адресатом из сказки, нужно их определить.

- Использование «черного ящика» со сказочными предметами.

По итогам урока, нами совместно с учениками, было принято решение составить проект. В составлении проекта приняли участие, как ученики, так и их родители. Проект мы назвали: «Что за прелесть эти сказки».

2) Урок – конкурс (КВН) на тему «Мир вокруг нас».

На уроке детям так же предлагалась самостоятельная деятельность, что сразу активизировало внимание детей.

- В преддверии КВН дети самостоятельно поделились на команды, выбрали себе капитанов.

- Подготовили домашнее задание: эмблему, название команды, приветствие.

- Разгадывали кроссворды с помощью отгадок по загадкам.

- Отвечали на вопросы, например: Что делает зимой ежик?

- Расшифровывали названия животных и распределяли их по группам, например: льдоша, соль, вайруем (лошадь, лось, муравей).

Это задание особенно понравилось детям, в процессе расшифровки они предлагали много разных вариантов.

- Была предложена проблемная ситуация: в лесу пожар, что нужно делать?

В КВН участвовали все ученики без исключения, они проявляли себя очень активно.

3) Интегрированный урок по Русскому языку и литературному чтению на тему: «Там на неведомых дорожках».

- Урок сразу начался с проблемной ситуации: записка от Афанасия (домового) попавшего в беду на острове Сна.

- Поиск карты острова с помощью чистописания.

- Использование игры «Скороговорки», ошибаешься – выбываешь. (На дворе трава, на траве – дрова).

- Написание текста в тетрадях. (Текст был взят из литературных произведений, дети внимательно его прослушали, вспомнили название произведения, о каком персонаже говорится и только после этого приготовились к написанию текста).

Особенность этого урока заключалась в том, что в его составлении не было четкой последовательности, в ходе урока нами выбирались задания предложенные детьми.

4) Урок – сказка на тему: «Встречай гостей». (Русский язык).

5) Урок – сюрприз «Подарок от Хоттабыча». (Литературное чтение).

На уроках все дети принимали активное участие, с интересом включались во все виды заданий, с радостью выполняли их. Дети, у которых утомляемость и отвлекаемость превышала активность, на таких уроках раскрывались по-новому. Проявляли активность и высокую работоспособность.

Так же с целью формирования познавательной активности нами были использованы загадки: краткое описание предмета или явления, заключающее в себе задачу в виде прямого или предполагаемого вопроса. Мы предлагали загадки, в которых ученики по одному или по двум признакам могли восстановить целостный образ объекта или явления. Так же вниманию учеников предлагались загадки, в которых перечень предметов и их признаков мог быть расширен или они были построены на основе отрицательного сравнения.

Дети поочередно сопоставляли разные и в то же время сходные признаки, группировали их по-новому и путем исключения ошибочных ответов при накоплении новых признаков находили отгадку. В данной работе мы развивали у детей способность рассуждать, логически и образно мыслить.

Чаще всего дети решали кроссворды или ребусы, поскольку это является специфической формой работы с загадками. Дети не только могли работать самостоятельно, но и в группах или парах. Таким образом, в данном виде у детей развивалось социально-коммуникативное общение.

На уроках нами использовались познавательные задания : вопросы, разные виды игр.

Особое внимание мы уделили дидактическим играм, поскольку они являются творческой, целенаправленной деятельностью, в процессе которой дети глубже познают явления окружающей действительности и делают процесс обучения интересным, так же способствуют преодоления препятствий в усвоения материала учениками.

При подборе дидактических игр мы отталкивались от интереса учащихся, иногда выходили за рамки учебной программы.

В работе часто использовались приемы, которые формируют активность у учеников, например:

«Перевертыши». Информация записывалась словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении, детям было необходимо правильно прочитать информацию.

«Лови ошибку». Ученики находили в тексте специально допущенные ошибки и исправляли их.

Использование таких приемов способствовало:

• повышению активности учащихся на уроках;

формированию навыков самостоятельной и групповой работы с учебным материалом;

• стремлению учеников устанавливать причинно-следственные связи в природе и обществе.

В учебном процессе мы часто использовали такие методы, как:

• Проблемное изложение знаний.

• Эвристическая беседа, в которой знания учащихся не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно с помощью разнообразных средств.

• Исследовательский - основанный на полученных и новых знаниях.

Существенную роль в формировании познавательной активности сыграла самостоятельная работа. Поскольку именно она развивает познавательные способности учащихся, способствует выработке практических умений и навыков, делает приобретенные знания осмысленными и глубокими.

В работе с детьми младшего школьного возраста нами в первую очередь учитывались возрастные особенности этих детей. Уроки были составлены так, чтобы ученикам было интересно, и они принимали в них активное участие.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Процесс формирования познавательной активности у младших школьников может иметь положительный результат при правильно сформированной и организованной опытно - педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом Краткосрочный инновационный проект «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космическим.

Дидактическая игра «Корова» для младших школьниковДидактическая игра «Корова» для младших школьников Предлагаю поиграть в игру "Корова". Моим малышам игра очень нравится. Эта игра на ориентирование закрытыми глазами и на пространственные.

Формирование познавательной активности детей при проведении экспериментов, наблюдений Формирование познавательной активности детей при проведении экспериментов, наблюдений. Автор: Бухова Татьяна Викторовна, Воспитатель СП.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность Что я слышу – забываю Что я вижу - помню. Что я делаю – понимаю. (Конфуций). Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Коллективные способы обучения младших школьников Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение.

Кукольный театр как средство активизации познавательной деятельности младших школьников Кукольный театр как средство активизации познавательной деятельности младших школьников Проблема активизации познавательной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность»Родительское собрание в старшей группе «Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность» Должность: воспитатель. место работы, СП ГБОУ СОШ №8 им. С. П. Алексеева детский сад №7. Форма проведения: родительское собрание. Аудитория:.

Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам»Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам» Действующие лица: Дед Мороз Снегурочка 1-й Скоморох 2-й Скоморох Красная шапочка Серый Волк Сказитель Настенька Иван Старушка Цыганка Ход.

Сценарий ко Дню матери для младших школьников Сценарий ко дню матери. (Зал оформлен цветами, шарами и детскими рисунками на тему «Портрет моей мамы». На главной стене - аппликация, на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности у младших школьников
Опубликовано: 5 мая 2016 в 17:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД