Формирование познавательных интересов дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды.

Дарья Макушкина
Формирование познавательных интересов дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды.

Макушкина Д. Е., воспитатель

I. Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающей предметно-пространственной среды.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:

избирательная направленность человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рушинштейн);

активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А. К. Ковалев);

активное познавательное отношение человека к миру (В. Н. Мясищев);

избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т. А. Куликова, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина).

Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам - полноценный участник процесса, а взрослый рядом - его товарищ, партнер, помощник.

Таким образом, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности.

Соответственно для эффективного развития познавательной интересов важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

II. Использование развивающей предметно-пространственной среды в формировании познавательных интересов детей подготовительной к школе группы.

В МБ ДОУ «Детский сад №144» «Золотая рыбка» города Новокузнецка создано единое пространство, гармонично используется среда групповых комнат, кабинетов и залов (музыкального зала, физкультурного зала, участка).

В подготовительной к школе группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков, предметы которой гармонируют друг с другом, всё оформление в группе исполнено в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используются так же предметы декоративного искусства. Мы продумали, как в группах рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных центров и уголков, учитывая при этом все тонкости. Например: «центр обучения» хорошо освещён, в нём размещаются столы и интерактивная доска.

Предметно-пространственная среда в ДОУ ориентируется на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника, что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.

Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившая условное название «мини-лаборатория» - подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, различных измерителей, альбомов, также дидактических материалов, игр и так далее. Предметный мир детского сада обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с нами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что, занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы с детьми организована:

эстетически грамотная среда (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений);

художественно-декоративная деятельность ребенка. Используются его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных к пространственно-декаративной деятельности от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера;

наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.

Для конструирования мы выделили отдельное место - мастерскую, где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве. В нашей группе оборудованы «Лего Центры», дополненные фотографиями построек, альбомами.

«Центры социально-эмоционального развития» вместе с декорациями, масками, костюмами разрешают быстро создать театральную сцену, цирковую арену, сказочный замок и т. д. Мы используем звуковой «дизайн» в xoде занятий, а также перед сном, во время приема пищи: записи звуков природы, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. Также в центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге.

В театральной зоне располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми совместно с нами. Здесь же располагаются стеллажи с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям). Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии с программой по ознакомлению с художественной литературой.

Выделен «Центр детского творчества». Детские работы присутствуют в оформлении, как групповых комнат, так и на выставочных стендах детского сада. Каждая группа имеет широкий спектр изобразительных материалов для свободного пользования детьми.

Рисование для ребенка наряду с игрой деятельностью имеет важное значение, потому, что изобразительная деятельность это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. В группе есть мини «Изостудия», где дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества.

Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе в детском саду созданы «научные центры», состоящие из уголка природы и места для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами. В «центре науки» наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду», «Игра цвета», «Вырастим кристаллы», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет дошкольникам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания. Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия.

«Центры познавательного развития» сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых и т. д.

«Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций игровую и, в какой-то степени, театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Территория дошкольного образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Мы стремимся сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Принцип сезонности значит немало: он дает детям возможность заниматься различными видами деятельности; оздоравливает детей и вызывает положительные эмоции.

В целях организации досуга воспитанников на территории детского сада расположен мини-стадион и игровые площадки, зона асфальтных игр.

«Экологическая тропинка», «проложена» нами и детьми, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

При построении предметно- развивающей среды в нашей группе, мы учитывали следующие принципы:

Принцип активности самостоятельности, творчества - позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип динамичности - позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип гибкого зонирования - позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов - визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого - позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости - закрытости - позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Построение развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.

Все элементы предметной среды сочетаются по масштабу, стилю, назначению и имеют свое место в интерьере. Современные требования дизайнеров и искусствоведов к организации ближайшей предметной среды связаны с избавлением от загромождения мало функциональными и не сочетаемыми друг с другом предметами.

Формирование и развитие познавательных интересов детей в предметно- развивающей среде совершается в активной, содержательной деятельности, организуемой нами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. В специально созданной среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Нам важно организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Предметную среду, способствующую развитию познавательного интереса, мы проектируем в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Мы учитываем индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставим перед ними непосильные задачи.

Таким образом, развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является её базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребёнка, их переход к более сложным формам.

Публикации по теме:

Способы и направления поддержки детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды .

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Отчет о построении развивающей предметно-пространственной среды в группе Предметно-развивающая среда в группе организованна с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной.

Положение о проведении конкурса «Формирование познавательных интересов ребенка посредством обучающей презентации» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «ЦРР- д/с №196».

Проект предметно-пространственной развивающей средыПроект предметно-пространственной развивающей среды Актуальность темы Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении.

Развитие интереса к творческим проявлениям детей в игре посредством организации развивающей предметно-пространственной среды В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Получения такого опыта расширяются.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группеСоздание развивающей предметно-пространственной среды в группе В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды Аннотация Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она будет интересна тем, кто работает над проектированием.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Экология
Автор публикации:
Формирование познавательных интересов дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды.
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 11:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник народной песни.
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект к тематическому развлечению «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Методическая разработка на тему: «Ознакомление дошкольников с художественной...
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....