Папки-передвижки

Статья «Формирование правильной осанки у дошкольников»

Ирина Ивоняк
Статья «Формирование правильной осанки у дошкольников»

Данные разных исследований показывают, что на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Однако на фоне этого дефекта развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Публикация «Статья „Формирование правильной осанки у дошкольников“» размещена в разделах

То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. В своей работе хочу обратить внимание на такую проблему, как нарушение осанки у детей дошкольного возраста. Ведь нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний у детей.

Актуальность этой темы состоит в том, что в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастики и правильному держанию тела во время занятий, стояние и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Осанку надо рассматривать как навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела, отражающий внутренний мир человека - его психическое состояние: настроение, самочувствие и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается - подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. Это свидетельство того, что он уверен в себе и благополучен.

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела - его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Осанка определяется правильными изгибами позвоночника и правильной формой стопы, гибкостью позвоночника, хорошим мышечным тонусом.

Возрастные особенности формирования осанки

Осанка, в какой - то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Дошкольный возраст - период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 - 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.

Сила мышц кисти рук увеличивается с 3,5 - 4кг в возрасте 3 - 4 года до 13 - 15кг к семи годам.

Сила мышц туловища (становая сила) к семи годам увеличивается почти в два раза с 15 - 17кг в 3 - 4 года до 32 - 34кг.

С возрастом отмечается увеличение тонуса напряжения мышц спины и живота, что является результатом не только улучшения регуляторной функции центральной нервной системы, но и положительного влияния физической тренировки.

Улучшение мышечного тонуса положительно влияет на выработку правильной осанки.

Таким образом, красивая правильная осанка активно формируется в течение дошкольного возраста под влиянием условий и системы упражнений.

Причины нарушений осанки

1. Мебель несоответствующая возрасту.

2. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

3. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.

4. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу) .

5. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных детей.

Таким образом, к нарушению осанки приводит отсутствие необходимых условий, вредные привычки и различные заболевания.

Профилактика и исправление осанки включать в себя целый комплекс мероприятий:

1. Постоянная двигательная активность (ходьба пешком, прогулки, походы).

2. Контроль над правильной осанкой в течение дня и на занятиях.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

3. Включение специальных физических упражнений в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, досуги и праздники.

Таким образом, предотвратить нарушения осанки возможно через систему профилактических мероприятий в ДОУ и в домашних условиях.

Нарушение осанки - это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в детском возрасте.

Для приобретения правильной осанки я ставлю цель : Сформировать у детей навыки правильной осанки и походки.

Формирую задачи :

- Дать детям основные представления о строении и функциях тела; - Сформировать у детей навыки ухода за телом; - Систематически закреплять навык правильной осанки у детей; - Вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки; - Осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата; - Воспитывать у детей интерес к здоровому образы жизни; - Проводить работу по формированию правильной осанки у детей в тесном сотрудничестве с родителями.

Успешность и эффективность формирования правильной осанки возможны только при соблюдении ряда принципов:

• постепенность;

• систематичность;

• комплексность;

• учет индивидуальных особенностей.

Использую следующие формы работы :

1) Физическое развитие:

• НОД Физкультура (проводятся инструктором по физкультуре).

• Утренняя гимнастика (проводятся инструктором по физкультуре).

Статические позы после сна.

- Физкультминутки; - ---

- Упражнения для осанки;

- Ходьба по «тропе здоровья». Физические упражнения группируются так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка и создавали условия для хорошей двигательной активности. Систематически включаются упражнения по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

Игровая деятельность:

- Дидактические игры: «Назови части тела». «Собери из частей».

- Сюжетно-ролевые игры: «Врач», «Семья» и др.

- Словесные игры: «Назови по порядку», «Назови ласково» и др.

- Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Паровозик»,«Через ручеек».

- Спортивные игры.

Стремлюсь к созданию положительного эмоционального фона у детей, бодрого и радостного настроения, чтобы у детей было желание выполнять упражнения, принимать участие в играх.

3) Закаливающие и оздоровительные мероприятия на прогулке.

4) Индивидуальные занятия с ребё нком в течение дня: «Цапля», «Скачки», «Кошка».

5) Совместная деятельность с детьми: Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, проигрывание различных ситуаций, игры в спортивной зоне группы, зарядки, индивидуальная работа по физическому развитию в группе и на улице.

6) Партнерство с родителями. По формированию навыков правильной осанки у дошкольников я и специалисты детского сада сотрудничаем с родителями. В детском саду в течение дня, во всех режимных моментах контролирую правильные позы детей : как ребенок ходит, сидит, то же самое предлагается делать родителям дома.

С родителями проводятся:

- Родительские собрания.

- Индивидуальные беседы.

- Размещаю материалы по ЗОЖ в уголке для родителей: Консультации для родителей: «Здоровье детей в наших руках», «Польза прогулок для здоровья и развития детей», «Подвижные игры для всей семьи», «Чем занять ребенка на прогулке весной?»

Папка – передвижка: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Формирование правильной осанки - процесс длительный, ведь изменять всегда сложнее, нежели воспитывать: чем раньше мы начнем серьезно заниматься с детьми, тем быстрее достигнем устойчивого результата.

Таким образом, если с детьми регулярно в непосредственно организованной деятельности, в играх использовать специальные физические упражнения, то у них будут своевременно сформированы навыки правильной осанки.

Литература.

1. Голицына, Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2008. Кабанов, А. Н. ,

2. Чабовская, А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста, М., 1999.

3. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

Публикации по теме:

Формирование и коррекция осанки В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической.

Проект оздоровительной работы по профилактике плоскостопия дошкольников «Здоровая стопа — залог правильной осанки» Проект оздоровительной работы по профилактике плоскостопия детей дошкольного возрастаИдея проекта Профилактика и предупреждение плоскостопия.

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Речевое развитие, один из ключевых показателей становления дошкольника, который несет в себе основы психологического, физического и умственного.

Конспект образовательной деятельности по формированию правильной осанки «Ровные спинки» для детей старшей группы Цель: расширение знаний детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения. Задачи: Образовательные: Упражнять детей в.

Конспект занятия по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия «Зимние забавы» Тема: «Зимние забавы» Задачи: 1. Оздоровительная: Способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия. 2. Образовательная:.

Логопедическое занятие в старшей группе «Формирование грамматически правильной речи. Предлоги С, ЗА» Логопедическое занятие в старшей группе «Формирование грамматически правильной речи. предлоги «С», «ЗА». Цель: Формирование фразовой речи,.

Методика формирования правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников Видео Во время занятий физической культурой с ребенком необходимо тщательно следить за тем, чтобы у него была правильная осанка, особенно надо.

Приложение к программе физкультурно-оздоровительного кружка «Тропинка к здоровью». Игры на формирование правильной осанки Приложение1 Игры на формирование правильной осанки. Длинная скакалка Цель игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы;.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Статья «Формирование валеологического сознания у дошкольников» Формирование валеологического сознания у дошкольников Анотация Данная статья раскрывает важный вопрос: «Развитие у дошкольников жизненных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование правильной осанки у дошкольников»
Опубликовано: 22 марта 2018 в 18:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД