Папки-передвижки

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф

Евгения Александровна Карпенко
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере

профессии хореограф.

В данной статье описаны разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессии хореограф, и создание доступной предметно - развивающей среды.

Публикация «Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф» размещена в разделах

This article describes a variety of methods and means of formation of representations preschoolers about the world of the profession of choreographer and the creation of an accessible subject - developing environment.

Карпенко Евгения Александровна, ст. воспитатель

СП ГБОУ ООШ №4

детский сад №9 г. о. Отрадный

Наверное, в жизни человека деятельность занимает важное место, поэтому работая с детьми, мы все чаще задумываемся о его будущем стараясь помочь в выборе профессии в будущем.

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является :

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания.

По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В этом возрасте появляется интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике нашего детского сада накоплены определенные методы, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда мы отнесли: экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, наблюдение трудовых действий людей разных профессий и уделили особое значение профессии хореограф.

Цель работы: выстраивание в детском саду целенаправленной работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи:

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-формировать первоначальные представления о профессиях, и уметь их называть.

- расширять представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека.

-расширять пассивный и активный словарь дошкольников.

-формировать навыки игры с атрибутами.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

Мы считаем, что знакомство наших дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации на профессии хореограф, мы руководствовались :

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип толерантности;

-принцип личностно-ориентированного общения;

- дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.

В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В "Программе воспитания и обучения дошкольников" М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует углубленной работы.

Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.

Начинали мы свою работу с плана работы по всем направлениям деятельности нашего детского сада по профориентации. Разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями. Проводим педсоветы "я буду хореограф ", на котором анализируем свою работу в данном направлении и рассматриваем ее перспективы.

Совместно с педагогами и родителями созданы развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в продавца, учителя, хореографа и т. д.

Стараемся объяснить и рассказать, не только о том, чем занимается хореограф, но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь определенные навыки, быть физически выносливым, собранным, ответственным.

В работе с детьми по ознакомлению с профессией хореограф ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное. Педагоги используют наблюдение, рассматривание картин, репродукций, фотографий, которые принадлежат профессии хореограф. Эта работа требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Для этого наши воспитатели и специалисты подбирают иллюстрации и картины на данную тематику.

Знакомя детей с профессией хореографа, мы устраиваем экскурсии. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

В работе с шефствующими организациями мы используем следующие формы работы :

1. Экскурсии. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания. Именно благодаря этому дети познают окружающий мир. Воспитанники видят труд хореографов и понимают важность этой профессий. Наблюдение детей за работой хореографа позволяет получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике определенной работы.

Во время экскурсий демонстрацию предметов и наблюдения дополняем художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети отражают в рисунках, лепке и игре.

На протяжении двух лет мы в плотную занимаемся вопросом формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии.

Чтобы комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержание образовательной программы мы разработали Авторскую анкету.

Шкала оценивания:

0 баллов – нет ответа, не правильный ответ;

1 балл – односложный не точный ответ;

2 балла – фраза с неточным определением;

3 балла – фраза (распространенное предложение) с точным определением.

Полные и развернутые ответы на вопросы анкеты о том, что такое профессия, какие профессии им нравятся, а какие нет.

Знают, где работают мама и папа, что они делают на работе, какие орудия труда используют - смогли дать 70% (15) детей, что на 34 % больше, чем на начало года. 14% (2) детей дают ответ простыми нераспространенными предложениями. Они знают названия только некоторых отдельных профессий, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое.

«Геометрический рисунок»

Наиболее часто используемая геометрическая фигура:

Круг - использовали 8 человек, что составляет- 53%

Треугольник – 6 человек, что составляет- 40%

Квадрат –1 человек, что составляет- 6%

Профориентационный опросник

На начало года на конец года

На начало года было ч-п-7%, ч-т- 25%, ч-ч-31% а ч-х-37%. На конец года ч-п 0%, больше всего занимает ч-х, и ч-ч.

Рисунок моя семья.

На начало года на конец года

Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера В. П. Кондрашова) показала что, все дети данной группы применяют в игре полученные знания, пользуются атрибутами – это на 10% больше чем на начало года. На 15 % увеличилось количество детей с умением самостоятельно организовывать игры, соблюдать правила, распределять роли. Умение творчески комбинировать сюжет игры, согласовывая с партнером, увеличилось на 25% и составило 80%. Из–за индивидуальных особенностей и частных пропусков детей детского сада.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Перспективы:

- продолжать поддерживать имидж представителей рабочих профессий.

-ввести активную пропаганду работы своего ДОО по ранней профориентации старших дошкольников.

-творческой группе разработать методические пособия по ранней профориентации дошкольников.

-продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОО работу по ранней профориентации.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в окружающем мире Великая ценность каждого человека – здоровье. Поэтому в своей педагогической деятельности приоритетным направлением считаю обеспечение безопасности.

Формирование экологических представлений у младших дошкольников Стрыгина Мария «Формирование экологических представлений младших дошкольников» В наше время проблема экологического воспитания вышла на.

Формирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возрастаФормирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте дети получают первые представления о роли труда в жизни человека и общества. В этом возрасте они знакомятся с трудовой.

Формирование у дошкольников базовых ценностей средствами ручного трудаФормирование у дошкольников базовых ценностей средствами ручного труда Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС, большое внимание в образовательном процессе отводиться приобщению детей к истокам народного.

Формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества АВТОР: Костылева Олеся Олеговна, воспитатель; МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Оренбургская область, Сакмарский район, п.

Классный час «В мире профессий» Внеклассное мероприятие Подготовила учитель русского языка и литературы: Курилова И. Ю. В мире профессий Цель: ознакомить учащихся с разнообразным.

Конспект занятия развитие речи по лексической теме «Мир труда и профессий» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обогащать словарь глаголами. Употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени. Развивающие: Развивать.

Лэпбук «В мире профессий»Лэпбук «В мире профессий» Данный лэпбук был изготовлен с целью расширения представлений воспитанников о различных профессиях, орудиях труда, необходимых для работы,.

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» МКДОУ детский сад №1 г. Россоши Воспитатель: Зуйкина О. В. Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством профориентационной работы «Ребенок в мире профессии!» В процессе развития ребенок наполняет своё сознание разнообразными представлениями, в том числе и о мире профессий. Но вопросу профессионального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 14:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД