Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори

Елена Баранова
Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори

Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие.

М. Монтессори.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению [1, с. 15].

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания [2, с. 19].

Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори.

В старшей группе у дошкольников начинают углублять представление о числе. Их знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. Для того чтобы дать детям представление о составе числа из единиц, я подбираю такие совокупности, в которых каждый предмет отличается о других. Сначала использую предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо цветом, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, фонариков, матрешек, карандашей, палочек разной длины или толщины; елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например,комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и др., а так же плоскостные изображения предметов или предметные картинки разных животных, цветов и др.

Наряду с сюжетным использую и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п.

Далее я составляю группу из однородных предметов, отличающихся качественными признаками (например, 1 фонарик красный, 1 фонарик синий, 1 фонарик зеленый – всего 3 фонарика) или объединенных одним родовым понятием (1 заяц, 1 матрешка, 1 погремушка, 1 автомобиль – всего 4 игрушки, выясняет с детьми, как составлена группа, по сколько в ней предметов разного цвета (разных игрушек и пр.) и сколько из них всего, как получилось 3 (4,5) предмета [3, с. 24].

Дети скорее поймут количественное значение, если параллельно будут рассматриваться состав двух чисел.

Состав каждого числа иллюстрируется не менее чем на двух-трех видах предметов. На первых порах все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, впоследствии – с разными (одни составляют группу из четырех предметов мебели, другие – одежды, третьи – посуды).

Старшие дошкольники непременно должны уметь рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («Одна тарелка, одно блюдце, одна чашка – всего три предмета посуды»).

Конкретные вопросы к детям («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно следует подменять более общими,например: «По сколько ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось четыре игрушки?». Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, вопросы конкретного и общего характера необходимо задавать в разном порядке. Так, ребенок может начать свое сообщение с того, по сколько разных предметов он взял, а может прежде назвать их общее число.

Для обобщения знаний целесообразны вопросы типа: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число четыре? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число три?» и т. п.

Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. От занятия к занятию дети все больше осознают количественное значение числа.

Математические материалы Монтессори построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать. На этом конкретном материале дети могут решать довольно сложные задачи [4, с. 22].

С помощью зримой и осязаемой десятичной системы, ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а, в сущности, делает шаг к овладению миром. Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества. В построении системы материалови в методике работы с ними мною соблюдаются два важнейших принципа:

• от конкретного к абстрактному;

• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.

Размышляя над логикой и внутренними смыслами упражнений с математическим материалом М. Монтессори, нетрудно заметить, что в основе ее подхода лежит понятие «материализованных абстракций», а сам предмет математики рассматривается, прежде всего, как позиция человека, как способ овладения миром с помощью познания, действия и эмоционального участия [3, с. 65].

Внутренняя логика работы ребенка с материалом такова, что в ней четко определеныдве качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития, а косвенная на ближайшее его развитие.

Математическое образование ребёнка в представлениях М. Монтессори – это единый процесс постижения природы и человеческой культуры. А развитие и совершенствование математического мышления – есть развитие и совершенствование человека в целом.

Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Поэтому выпускники детского сада не будут ждать, когда им дадут какие-нибудь задания или покажут, как надо что-то делать. Они смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. При этом дети легко просят взрослого о помощи. В обычной школе, если ты просишь помочь, значит, ты сам не можешь справиться с заданием. Для детей знающих материалы Монтессори – это удовлетворение любопытства, источник узнавания чего-то нового.

Публикации по теме:

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы .

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Формирование основ безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Квест-игра» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является значимой проблемой,.

Формирование правильной осанки детей старшего дошкольного возраста посредством физических упражнений Курсовой проект Профессиональному модулю ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развития.

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем.

Формирование у ребёнка дошкольного возраста представлений о родном крае посредством организации клуба семейного туризма В период дошкольного детства у ребёнка происходит постепенный переход от импульсивного, ситуативного, эмоционального поведения к поведению,.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Педагогический проект воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами МБДОУ «Детский сад № 388»,.

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности Аннотация: в работе раскрывается современный взгляд на проблему формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста. Главным.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори
Опубликовано: 3 октября 2019 в 13:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки