Получи документы

Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори

Елена Баранова
Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори

Человеческий разум является математическим : он стремится к точности, к измерению, к сравнению. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие.

М. Монтессори.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М, Монтессори» размещена в разделах

В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению [1, с. 15].

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания [2, с. 19].

Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори.

В старшей группе у дошкольников начинают углублять представление о числе. Их знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. Для того чтобы дать детям представление о составе числа из единиц, я подбираю такие совокупности, в которых каждый предмет отличается о других. Сначала использую предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо цветом, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, фонариков, матрешек, карандашей, палочек разной длины или толщины; елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и др., а так же плоскостные изображения предметов или предметные картинки разных животных, цветов и др.

Наряду с сюжетным использую и бессюжетный материал : модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п.

Далее я составляю группу из однородных предметов, отличающихся качественными признаками (например, 1 фонарик красный, 1 фонарик синий, 1 фонарик зеленый – всего 3 фонарика) или объединенных одним родовым понятием (1 заяц, 1 матрешка, 1 погремушка, 1 автомобиль – всего 4 игрушки, выясняет с детьми, как составлена группа, по сколько в ней предметов разного цвета (разных игрушек и пр.) и сколько из них всего, как получилось 3 (4,5) предмета [3, с. 24].

Дети скорее поймут количественное значение, если параллельно будут рассматриваться состав двух чисел.

Состав каждого числа иллюстрируется не менее чем на двух-трех видах предметов. На первых порах все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, впоследствии – с разными (одни составляют группу из четырех предметов мебели, другие – одежды, третьи – посуды).

Старшие дошкольники непременно должны уметь рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («Одна тарелка, одно блюдце, одна чашка – всего три предмета посуды»).

Конкретные вопросы к детям («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно следует подменять более общими, например: «По сколько ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось четыре игрушки?». Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, вопросы конкретного и общего характера необходимо задавать в разном порядке. Так, ребенок может начать свое сообщение с того, по сколько разных предметов он взял, а может прежде назвать их общее число.

Для обобщения знаний целесообразны вопросы типа: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число четыре? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число три?» и т. п.

Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. От занятия к занятию дети все больше осознают количественное значение числа.

Математические материалы Монтессори построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать. На этом конкретном материале дети могут решать довольно сложные задачи [4, с. 22].

С помощью зримой и осязаемой десятичной системы, ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а, в сущности, делает шаг к овладению миром. Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества. В построении системы материалов и в методике работы с ними мною соблюдаются два важнейших принципа:

• от конкретного к абстрактному;

• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.

Размышляя над логикой и внутренними смыслами упражнений с математическим материалом М. Монтессори, нетрудно заметить, что в основе ее подхода лежит понятие «материализованных абстракций», а сам предмет математики рассматривается, прежде всего, как позиция человека, как способ овладения миром с помощью познания, действия и эмоционального участия [3, с. 65].

Внутренняя логика работы ребенка с материалом такова, что в ней четко определены две качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития, а косвенная на ближайшее его развитие.

Математическое образование ребёнка в представлениях М. Монтессори – это единый процесс постижения природы и человеческой культуры. А развитие и совершенствование математического мышления – есть развитие и совершенствование человека в целом.

Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Поэтому выпускники детского сада не будут ждать, когда им дадут какие-нибудь задания или покажут, как надо что-то делать. Они смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. При этом дети легко просят взрослого о помощи. В обычной школе, если ты просишь помочь, значит, ты сам не можешь справиться с заданием. Для детей знающих материалы Монтессори – это удовлетворение любопытства, источник узнавания чего-то нового.

Публикации по теме:

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы .

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Формирование основ безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Квест-игра» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является значимой проблемой,.

Формирование правильной осанки детей старшего дошкольного возраста посредством физических упражнений Курсовой проект Профессиональному модулю ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развития.

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем.

Формирование у ребёнка дошкольного возраста представлений о родном крае посредством организации клуба семейного туризма В период дошкольного детства у ребёнка происходит постепенный переход от импульсивного, ситуативного, эмоционального поведения к поведению,.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Педагогический проект воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами МБДОУ «Детский сад № 388»,.

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности Аннотация: в работе раскрывается современный взгляд на проблему формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста. Главным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори
Опубликовано: 3 октября 2019 в 13:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД