Плехова Мария
Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения
Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды. Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.
Публикация «Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Дети через наблюдения знакомятся с особенностями внешнего вида, повадках, способах передвижения птиц, добычей разнообразной пищи в разные сезоны. Это даёт детям первичные представления о взаимозависимости неживой природы с образом жизни окружающих детей птиц.
Г. В Кирике отвечает, что знание о птиц, об их жизни, поведении, развитии и размножении, формируют у детей реальные представления экологического характера, воспитывают гуманные отношения к ним. Она считает, что наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада, формирует у дошкольников познавательный интерес, наблюдательность и любознательность как качество личности. Это способствует развитию самостоятельности деятельности через наблюдения.
П. Г. Саморукова, А. К. Матвеева рассматривали наблюдения как метод ознакомления с природой, живым миром (птицами в том числе, через которые у дошкольников формируются познавательные процессы, ощущения, восприимчивость, мышление, память, речь. Дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует умственному развитию детей.
Большое значение для развития методики ознакомления дошкольников с миром природы, в том числе и с миром животных имели исследования В. Г. Грецовой, Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой. В. Г. Грецовой подчеркивала необходимость создания методики воспитания, в основе которой предусмотрено расширение знаний о мире природы и формирование у детей положительного к нему отношения [6, 130].
Проблема эстетического развития детей дошкольного возраста средствами природы изучалась в исследованиях Н. Виноградовой. Автор в своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему воспитания эстетических чувств по отношению к миру природы, с животными (птицами, разработала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы [11, 35].
Особая роль в экологическом воспитании дошкольников принадлежит общению ребенка с природой. Так как его характерной особенностью, считает отражение действительности путем наблюдения за птицами и животными, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, природе, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние птиц на экологическое воспитание ребенка, его развитие очень велико.
Формирование у детей ответственного отношения к природе является сложным и длительным процессом. Наблюдение за птицами способствует процессу экологического воcпитания в дошкольном возрасте, однако важно формирование элементарных умений правильного взаимодействия c птицами, участие в деятельности по созданию для них нужных условий, а для этого детей необходимо научить правильно видеть птиц, наблюдать особенности их поведения в природе и не навредить им. Воспитание детей не станет экологическим, ели они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке - зерна и вода, березе на участке - вода, а воробьям зимой - крошки хлеба, причем это понимание должно стать реальным, но не знаемым. Ознакомление c объектами природы, наблюдение их поведения в природе, их взаимоотношений - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия c ними, то есть экологическое воспитание. Знание важно не само по себе для детей, а для необходимо для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать c ними. Правильное отношение к птицам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется лишь в добровольном и активном участии детей в совместной cо взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение c ними. Такая деятельность обязательно должна быть окрашена положительными эмоциями детей, активным восприятием всего того, что говорит и делает взрослый наставник во время прогулки и наблюдения за птицами [15,11].
П. Г. Саморукова, Л. М. Леонова рассматривают наблюдение как специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных,
сезонных явлений. [6, 114]
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представ-лений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. На занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными вос-питанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым. [6, 132]
Руководство наблюдениями в разных возрастных группах
Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.
С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к жи-вотным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.
В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж. Наблюдения за животными в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.
Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспи-тателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.
Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью. В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку, помыть кормушку (поилку) и т. д[6, 153]
Наблюдение становится все более планомерным. Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных. Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя усложнения методики организации и проведения наблюдения. Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений [6, 167].
Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни - стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способность ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросла. Наблюдение становится более самостоятельным. Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за живыми существами [18, 65]
Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и потребностями, образом жизни.
Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: «Как ты об этом узнал? Проверь». Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением [6, 156].
Таким образом, необходима система различных видов наблюдений для дошкольников. Поскольку посредство использования разнообразных видов наблюдений осуществляется приобщение детей к природе происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе, происходит формирование внутреннего духовного мира ребенка.
Список используемой литературы
1. Безгодкова Е. Е. Операция «Птицеград» // Вестник АсЭкО. 2002. № 1.
2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М. : Просвещение, 1992
3. Богомолова, Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников [Текст] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 5.–С. 19–21.
4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу[Текст] / А. И. Васильева. - Минск, 1992. – 75 с.
5. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.
6. Детство [Текст] : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / А. Г. Гогоборидзе, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 528 с.
7. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим. : Из опыта работы [Текст] //Дошкольное воспитание. –2003.–№ 7.–С. 31–37.–(Работаем по программе "Юный эколог").
8. Козак О. Н. Летние игры для больших и маленьких. СПб. : Союз, 1997
9. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания до-школьников) : учеб, пособие для пед. училищ по специальности «До-школьное образование»)/Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Манев-цова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- 319 с.
10. Маркова, Т. А. Как научить детей любить природу [Текст] /Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова//Дошкольная педагогика. –2004.–№ 4.–С. 8–11.
11. Маркова, В. В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /В. В. Маркова, Л. В. Шинкарева//Начальная школа. –2006.–№ 11.–С. 34–39.
12. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
13. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /С. Н. Николаева. – 3-е изд., перераб. – М. : Академия, 2005. – 224 с
14. Николаева, С. Н. Юный эколог[Текст] : Программа и условия ее реализации в детском саду/ С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 218 с.
15. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2001. – 84с.
16. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 354 с.
17. Парма[Текст] : Программа развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях Республики Коми/ С. С. Белых. – Сыктвкар, 2001. – 221 с.
18. Потапова Е. Н. Радость познания. М. : Просвещение, 1990
19. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю. Г. Круглов. М. : Просвещение, 1990.
20. Рыжова Н. Наш дом -природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
21. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 208 с.
22. Хрисовская Т. В. Представление дошкольников о росте и развитии живых существ // Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. М. ,1988.
23. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Авт. -сост. С. Н. Николаева. – М. : АСТ, 1998. – 320 с.
24. Ядешко, В. И. Жизнь и научно-педагогическая деятельность Флериной Евгении Александровны [Текст] // Проблемы дошкольного образования ХХI века. - М. : МПГУ, 2000. - С. 3-8.
25. Яшина, В. И. Е. А. Флерина как основоположник научной педагогической школы [Текст] // Проблемы дошкольного образования ХХI века. - М. :МПГУ, 2000. - С. 8-13.