Папки-передвижки

Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения

Плехова Мария
Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения

Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды. Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Публикация «Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения» размещена в разделах

Дети через наблюдения знакомятся с особенностями внешнего вида, повадках, способах передвижения птиц, добычей разнообразной пищи в разные сезоны. Это даёт детям первичные представления о взаимозависимости неживой природы с образом жизни окружающих детей птиц.

Г. В Кирике отвечает, что знание о птиц, об их жизни, поведении, развитии и размножении, формируют у детей реальные представления экологического характера, воспитывают гуманные отношения к ним. Она считает, что наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада, формирует у дошкольников познавательный интерес, наблюдательность и любознательность как качество личности. Это способствует развитию самостоятельности деятельности через наблюдения.

П. Г. Саморукова, А. К. Матвеева рассматривали наблюдения как метод ознакомления с природой, живым миром (птицами в том числе, через которые у дошкольников формируются познавательные процессы, ощущения, восприимчивость, мышление, память, речь. Дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует умственному развитию детей.

Большое значение для развития методики ознакомления дошкольников с миром природы, в том числе и с миром животных имели исследования В. Г. Грецовой, Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой. В. Г. Грецовой подчеркивала необходимость создания методики воспитания, в основе которой предусмотрено расширение знаний о мире природы и формирование у детей положительного к нему отношения [6, 130].

Проблема эстетического развития детей дошкольного возраста средствами природы изучалась в исследованиях Н. Виноградовой. Автор в своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему воспитания эстетических чувств по отношению к миру природы, с животными (птицами, разработала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы [11, 35].

Особая роль в экологическом воспитании дошкольников принадлежит общению ребенка с природой. Так как его характерной особенностью, считает отражение действительности путем наблюдения за птицами и животными, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, природе, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние птиц на экологическое воспитание ребенка, его развитие очень велико.

Формирование у детей ответственного отношения к природе является сложным и длительным процессом. Наблюдение за птицами способствует процессу экологического воcпитания в дошкольном возрасте, однако важно формирование элементарных умений правильного взаимодействия c птицами, участие в деятельности по созданию для них нужных условий, а для этого детей необходимо научить правильно видеть птиц, наблюдать особенности их поведения в природе и не навредить им. Воспитание детей не станет экологическим, ели они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке - зерна и вода, березе на участке - вода, а воробьям зимой - крошки хлеба, причем это понимание должно стать реальным, но не знаемым. Ознакомление c объектами природы, наблюдение их поведения в природе, их взаимоотношений - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия c ними, то есть экологическое воспитание. Знание важно не само по себе для детей, а для необходимо для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать c ними. Правильное отношение к птицам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется лишь в добровольном и активном участии детей в совместной cо взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение c ними. Такая деятельность обязательно должна быть окрашена положительными эмоциями детей, активным восприятием всего того, что говорит и делает взрослый наставник во время прогулки и наблюдения за птицами [15,11].

П. Г. Саморукова, Л. М. Леонова рассматривают наблюдение как специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных,

сезонных явлений. [6, 114]

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представ-лений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. На занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными вос-питанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым. [6, 132]

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах

Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к жи-вотным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж. Наблюдения за животными в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.

Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспи-тателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью. В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку, помыть кормушку (поилку) и т. д[6, 153]

Наблюдение становится все более планомерным. Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных. Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя усложнения методики организации и проведения наблюдения. Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений [6, 167].

Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни - стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способность ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросла. Наблюдение становится более самостоятельным. Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за живыми существами [18, 65]

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и потребностями, образом жизни.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: «Как ты об этом узнал? Проверь». Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением [6, 156].

Таким образом, необходима система различных видов наблюдений для дошкольников. Поскольку посредство использования разнообразных видов наблюдений осуществляется приобщение детей к природе происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе, происходит формирование внутреннего духовного мира ребенка.

Список используемой литературы

1. Безгодкова Е. Е. Операция «Птицеград» // Вестник АсЭкО. 2002. № 1.

2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М. : Просвещение, 1992

3. Богомолова, Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников [Текст] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 5.–С. 19–21.

4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу[Текст] / А. И. Васильева. - Минск, 1992. – 75 с.

5. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.

6. Детство [Текст] : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / А. Г. Гогоборидзе, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 528 с.

7. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим. : Из опыта работы [Текст] //Дошкольное воспитание. –2003.–№ 7.–С. 31–37.–(Работаем по программе "Юный эколог").

8. Козак О. Н. Летние игры для больших и маленьких. СПб. : Союз, 1997

9. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания до-школьников) : учеб, пособие для пед. училищ по специальности «До-школьное образование»)/Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Манев-цова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- 319 с.

10. Маркова, Т. А. Как научить детей любить природу [Текст] /Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова//Дошкольная педагогика. –2004.–№ 4.–С. 8–11.

11. Маркова, В. В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /В. В. Маркова, Л. В. Шинкарева//Начальная школа. –2006.–№ 11.–С. 34–39.

12. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.

13. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /С. Н. Николаева. – 3-е изд., перераб. – М. : Академия, 2005. – 224 с

14. Николаева, С. Н. Юный эколог[Текст] : Программа и условия ее реализации в детском саду/ С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 218 с.

15. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2001. – 84с.

16. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 354 с.

17. Парма[Текст] : Программа развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях Республики Коми/ С. С. Белых. – Сыктвкар, 2001. – 221 с.

18. Потапова Е. Н. Радость познания. М. : Просвещение, 1990

19. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю. Г. Круглов. М. : Просвещение, 1990.

20. Рыжова Н. Наш дом -природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

21. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 208 с.

22. Хрисовская Т. В. Представление дошкольников о росте и развитии живых существ // Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. М. ,1988.

23. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Авт. -сост. С. Н. Николаева. – М. : АСТ, 1998. – 320 с.

24. Ядешко, В. И. Жизнь и научно-педагогическая деятельность Флериной Евгении Александровны [Текст] // Проблемы дошкольного образования ХХI века. - М. : МПГУ, 2000. - С. 3-8.

25. Яшина, В. И. Е. А. Флерина как основоположник научной педагогической школы [Текст] // Проблемы дошкольного образования ХХI века. - М. :МПГУ, 2000. - С. 8-13.

Публикации по теме:

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время – это отражение вечного развития.

Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Среднеколымский улус (район)» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возрастаВ дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов:.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе посредством проектной деятельности Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений» Слайд 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения
Опубликовано: 6 января 2019 в 13:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения» (включая файлы) размещена пользователем Плехова Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД