Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как важнейшая образовательная стратегия

Дарья Рюмина
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как важнейшая образовательная стратегия

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как важнейшая образовательная стратегия

Ключевые слова: здоровый образ жизни, компоненты здорового образа жизни, занятия по физической культуре, формирование представлений о здоровом образе жизни.

Аннотация. Статья посвящена анализу одной из ключевых проблем современности – сохранению и укреплению детского здоровья; представлены результаты эмпирической работы и программа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста на базе одного из МДОУ г. Балашова, доказавшая свою эффективность.

Здоровье считается самой высшей ценностью и одной из важных составляющих активной жизненной позиции современного человека. В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных проблем современного общества в силу прогрессирующего ухудшения состояния здоровья населения. Постоянное воздействие различных негативных физических и социальных факторов, психоэмоциональные нагрузки, недостаточно высокое качество жизни приводят к снижению адаптационных возможностей и ухудшению здоровья у большинства людей, в том числе и детей.

Важной составляющей общей культуры образованного человека является формирование здорового образа жизни, а именно сохранение и укрепление здоровья личности и общества в целом, общей и гигиенической культуры человека, формирование мотивации к сохранению здоровья. От состояния здоровья, его фундамента, заложенного в детстве, во многом зависит, какой будет жизнедеятельность человека в будущем [2]. Следовательно, одним из эффективных путей формирования основ здорового образа жизни дошкольников является работа по воспитанию ответственности за свое здоровье, мотивации к обучению основам здоровьесбережения.

Проблемы здоровья людей в системе образования рассматривали в своих трудах А. С. Багуев, Э. Н. Вайнер, В. Н. Касаткин, В. В. Колбанов, В. О. Морозов, Г. Н. Светличная, Л. Г. Татарникова и др. Изучением условий сформированности здорового образа жизни у дошкольников посвящены исследования Р. Е. Артыкбаева, Г. К. Зайцева, Ю. В. Мартыненко, В. Н. Петленко, А. Н. Разумова, Л. Г. Татарникова и др. [4]

Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева, И. М. Новикова, С. Е. Шукшина и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.

Формирование привычки к здоровому образу жизни является целью физического воспитания детей в ДОУ. Одна из главных оздоровительных задач – способствовать правильной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма. С физическим здоровьем тесно связано и здоровье психическое. Поэтому в программу физического воспитания в ДОУ обязательно входят упражнения дыхательной гимнастики и знакомство с зависимостью состояния грудной клетки и работой сердечнососудистой и дыхательной систем для обеспечения самоконтроля за правильной осанкой. Основными компонентами здорового образа жизни являются: рациональный режим и двигательная активность, правильное питание и закаливание организма, стабильное физическое и психоэмоциональное состояние.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, приобретаются базовые физические качества и необходимые знания, умения и навыки, способствующие здоровому образу жизни [3]. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни необходимо начинать с формирования у него мотивации здоровья, способной регулировать его образ жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях.

Формирование у детей здорового образа жизни является важнейшей современной образовательной стратегией, представленной системой социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей.

Основа формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников представляет собой процесс последовательного педагогического воздействия на ребенка, направленный на получение навыков ведения здорового образа жизни, развитие активности и коммуникабельности, предполагающий осуществление деятельности в соответствии с потребностями и запросами дошкольников направленных на формирование, укрепление и сохранение физического, психического здоровья [4].

Занятия по физической культуре – основное звено в цепочке оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении, содействующие укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Именно их мы использовали в качестве средства формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в период старшего дошкольного возраста.

Целью эмпирического этапа нашего исследования являлось формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Педагогическая проблема состояла в том, чтобы определить комплекс организационно – педагогических условий для реализации пропаганды направленной на развитие интереса к здоровому образу жизни у дошкольников.Поставленная цель раскрылась в следующих задачах: изучить состояние интереса и уровень представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, выявить факторы, влияющие на развитие интереса к здоровому образу жизни у дошкольников и разработать программу по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Исследование проводилось на базе МДОУ г. Балашова, Саратовской области. Респондентами стали воспитанники старших групп «Ветерок» - контрольная группа и «Солнышко» - экспериментальная группа. В количестве 40 человек. Для выявления у испытуемых общих представлений о здоровом образе жизни, мы использовали беседу, направленную на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, диагностические задания «Что делать, чтобы быть здоровым, «Полезная покупка» и «Место для отдыха» с целью выяснения представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний, о полезных для здоровья предметах и влиянии окружающей среды на здоровье людей [1]. А также наблюдали за детьми в режимные моменты и в свободном общении. Наблюдения направлены на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий и психологического климата в группе сверстников.

Для определения кругозора дошкольников по проблеме здорового образа жизни, нами была составлена индивидуальная карта респондентов, определяющая интерес к здоровому образу жизни среди дошкольников, наличие вредных привычек и интерес к информационной базе на тему здорового образа жизни.

Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости разработки и реализации программы по формированию здорового образа жизни у детей в период старшего дошкольного возраста, т. к. (50 %) испытуемых ЭГ мы отнесли к среднему уровню осознания здорового образа жизни в общем развитии ребенка, (40 %) показали низкий уровень осознания и только (10 %) исследуемых выявили высокое осознание и значение здорового образа жизни для подрастающего поколения.

Формирующий этап эксперимента был направлен на формирование у детей старшей группы представлений о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Для реализации поставленной цели, мы внедрили программу непосредственно-образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни с испытуемыми ЭГ, где помимо традиционных форм использовались такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа. Также применялись нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж, дыхательная и пальчиковая гимнастика и др.Задачи программы:

1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.

2. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков.

3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).

После реализации разработанной системы занятий по формированию здорового образа жизни у дошкольников, была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень осознания значения здорового образа жизни для человека. Уровень понимания этого аспекта детьми повысился, что обосновывает результативность предложенной нами системы. Итоговые результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Сравнительная характеристика результатов испытуемых ЭГ и КГ

Уровни констатирующий эксперимент контрольный эксперимент

ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 40% 20% 55% 40%

Средний 60% 50% 40% 50%

Низкий 10% 30% 5% 10%

Таким образом, данные диагностического исследования выявили повышение уровня формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, что является показателем эффективности разработанной и реализованной системы непосредственно-образовательной деятельности, способствующей развитию здоровьесберегающих ценностей и социально-нравственных качеств личности, а также пониманию сохранения своего здоровья.

Список использованных источников:

1. Деркунская В. А. Диагностика основ здорового образа жизни дошкольников: учеб. пособие / В. А. Деркунская. –М.: Педагогическое общество России, 2005. –345 с.

2. Иванова М. Г. Здоровье как предмет исследования в психологии / М. Г. Иванова // Психологическая наука и образование. –№ 3. –2006. –99 с.

3. Кудрявцев В. Т. Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А. В. Запорожца / В. Т Кудрявцев // Вопросы психологии. –2005. –№ 5. –102 с.

4. Родионова Е. Б. Специфика игровых технологий в процессе формирования культуры здоровья дошкольников //Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2014. № 4.

Публикации по теме:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». В своей работе мы используем примерную основную образовательную программу.

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы) Шумилова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 68 компенсирующего вида г. Санкт-Петербурга "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУСказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУ Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель:.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» В МДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» в период с 13 по 24 ноября 2017 года был проведен тематический контроль по теме: «Организация.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста Свое выступление хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье – важнейшая.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным.

Конспект занятия на тему «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» Деникаева Альбина Гусейновна Воспитатель МБДОУ д/с «Умка» Занятие в старшей группе на формирование начальных представлений о здоровом образе.

Конспект ЗОЖ ИКТ «Формирование представлений о здоровом образе жизни» Конспект ООД по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни с использованием ИКТ в старшей группе компенсирующей направленности.

Проект «Формирование представлений о здоровом образе жизни» (вторая младшая группа) Тип проекта: познавательно-игровой Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы,.

Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников «Вместе весело шагать» Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как важнейшая образовательная стратегия
Опубликовано: 20 августа 2018 в 19:41
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Конспект дистанционного НОД по ФЭМП в средней группе «Три поросёнка»
Цель: Учить считать в пределах 3, называя числа по порядку, согласовывая их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов....
Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов Вороны - птицы очень умные. Нередко приходится наблюдать , как пара ворон сидит на...
Фотоотчёт по рисованию в старшей группе «Птичка — свистулька»
Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку в...