МААМ-картинки

Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников

Бочарова Юлия
Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников

Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей повышения качества и эффективности воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации воспитания отдается тем, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны детям и органично вписываются в современный учебно- воспитательный процесс. Одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую и другие воспитательные функции, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Публикация «Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников» размещена в разделах

Отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Приобщая ребенка к культуре своего народа, мы можем обеспечить ему духовное и нравственно-патриотическое воспитание.

Поэтому цель проектной работы: описание опыта работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках.

Задачи проектной работы:

• Провести анализ литературных источников по теме;

• Описать создание условий для организации работы по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста;

Определить содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями и праздниками;

• Раскрыть формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с народными традициями и праздниками.

Содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями и праздниками

Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, в специально организованной деятельности и на мероприятиях, организованных в детском саду.

Цель: создание условий для формирования у детей основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей через знакомство с культурой и традициями русского народа.

Задачи:

- знакомить дошкольников с народными праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;

- расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, учить использовать их в активной речи;

-продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;

- знакомить детей с русским народным бытом;

-формировать духовно- нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

-расширять сотрудничество с родителями (привлекать в воспитательно-образовательный процесс).

Содержание работы по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста может включать следующие темы:

• Моя семья. Наши корни – рассматривание семейных фотографий, составление семейного древа.

• Путешествие в прошлое России - знакомство с легендами и былинами, народными героями, с древнерусской архитектурой.

• Русский народный костюм - знакомство с историей и элементами костюма, с головными уборами.

• Родной дом - знакомство с крестьянской избой и домашней утварью.

Праздники на Руси - знакомство с традициями проведения праздников (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха).

• Новый год и Рождество на Руси - традиции празднования Нового года; колядки, заклички, зимние игры-забавы.

• Русские народные сказки, пословицы, поговорки - знакомство с духовной жизнью и народным искусством (песни, былины, приметы, пословицы, поэзия, проза, загадки).

• Масленица - знакомство с праздником, традицией проведения.

• Забытые детские игры - знакомство с народными играми, разучивание считалок, слов к играм.

• Секреты русской кухни - знакомство с национальными блюдами.

• Пасха - знакомство с праздником Пасхи, обрядами, традициями.

Народное творчество - знакомство с народным прикладным искусством и декоративной росписью.

Создание условий для организации работы по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурно-историческими традициями необходимо создать соответствующую развивающую среду, которая поможет вводить детей в мир национального быта и уклада жизни русского народа. Это художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания); иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь»; предметы старины; русские игрушки; наборы для детского творчества; разные виды кукольного театра; предметы народного декоративно-прикладного искусства; различные макеты; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме; атрибуты для народных подвижных игр. Уголок может быть оформлен предметами декоративно-прикладного народного творчества : дымковской игрушкой, подносами, расписанными под хохлому, гжельской росписью.

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с народными традициями и праздниками

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого - педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Таким образом, в содержание работы по формированию представлений о народных традициях и праздниках можно включить следующие формы работы :

• Моя семья. Наши корни. Формы работы : рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о семье и ее традициях, изготовление семейного древа совместно с родителями.

• Путешествие в прошлое России. Формы работы : цикл познавательных занятий «Как жили люди на Руси», «Богатыри земли русской»; презентация «Русское зодчество».

• Русский народный костюм. Формы работы : беседа «Народный костюм», рассматривание иллюстраций, рисование элементов народного костюма.

• Родной дом. Формы работы : презентация «Устройство русской избы», цикл познавательных занятий «Старинные русские обычаи».

• Секреты русской кухни. Формы работы : познавательное занятие «Блюда русской народной кухни»; рассказы детей о традициях народной кухни в семье.

Праздники на Руси. Формы работы : проведение народных развлечений и праздников, изготовление костюмов совместно с родителями.

• Новый год и Рождество на Руси. Формы работы : проведение Колядок, изготовление костюмов совместно с родителями, разучивание зимних игр-забав.

• Русские народные сказки, пословицы, поговорки. Формы работы : чтение русских народных сказок, былин и легенд; театрализованная деятельность; рисование на темы сказок; заучивание считалок, пословиц и поговорок.

• Забытые детские игры. Формы работы : разучивание народных подвижных игр и слов к ним: «Золотые ворота», «Горелки», «Гори, гори ясно!», «Плетень», «Ручеек», «На горе-то калина», «Каравай», «Капуста», «Мячик кверху», «Салки», «Лапта», «Пчелы», «Колечко»; выполнение творческих заданий (изготовление масок к играм).

Народное творчество. Формы работы : беседы «Дымковская сказочная страна», «Знакомьтесь, русская матрёшка!», «Сине-голубое чудо»; выполнение творческих работ (народные промыслы, роспись); знакомство с русскими музыкальными инструментами (трещотка, свистулька, ложки, балалайка); разучивание и исполнение попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов, игр с пением; инсценирование песен; игра на шумовых народных инструментах.

Формы сотрудничества с родителями по формированию представлений о традициях у воспитанников

Особое внимание должно уделяться укреплению связей с родителями. В уголках для родителей можно размещать материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители, принимая участие в проведении игр и русских народных праздников, в изготовлении костюмов к ним, в украшении групп к Пасхе, Рождеству, Новому году, Масленице, и активно обсуждая вопросы воспитания на родительских собраниях, станут активными участниками педагогического процесса.

Таким образом, в содержание работы с родителями можно включить следующие формы сотрудничества :

• Индивидуальные беседы;

Консультации: «История одной вещи», «Народная игрушка», «Русские народные сказки в воспитании детей»;

Информационные памятки : «Народные праздники», «Русская кухня»;

Анкетирование: «Семейные традиции», «Семейные игры»;

• Участие в праздниках и развлечениях.

Анализ литературы по изучаемой теме и опыт проведенной работы подтвердили, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, осуществляться через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, и предполагает использование различный видов и форм взаимодействия с детьми.

Также необходимо учитывать следующие принципы: принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности - изучаемый материал должен быть с постепенным усложнением; принцип доступности - предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников; принцип научности и достоверности - содержание сведений должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей; принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик; принцип исторической последовательности обобщающих факторов; принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Вывод: приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Литература

1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к праздничной культуре русского народа, ООО Изд. «Детство – Пресс», 2012

2. Безматерных Т. В., Пономарева Л. А. Знакомство дошкольников с традициями русского народа // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. —№1.—С. 7-9

3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. : Сфера, 2009

4. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. М. : Учитель, 2014

5. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. М. : Мозаика-Синтез, 2008

6. Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В. : Учитель, 2016

7. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М. : Российский паритет,1992

8. Хлынова Л. А., Мещерякова С. В., Шевченко С. Ф. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. Уфа: июль, 2012

9. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. М. : Сфера, 2016

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.

Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. *Содержание работы с детьми Исследования показывают,что для формирования.

Формирование у младших дошкольников элементарных экологических представлений Новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации.

Консультация «Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников» Формирования представлений о малой родине у младших дошкольников воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» Цаер.

Фотоотчет «Встреча весны в разных народных традициях»Фотоотчет «Встреча весны в разных народных традициях» У каждого народа свои обычаи, обряды, язык, праздники и коллектив детского сада «Непоседы» совместно с родителями и воспитанниками, подготовились.

Конспект занятия в семейном клубе «Мудрое сопровождение ребенка. Воспитание ребенка в народных традициях» Конспект семейного клуба «Мудрое сопровождение ребенка», март 2015год Тема «Воспитание ребенка в народных традициях». Воспитатель 2 младшей.

Проект по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников» Этапы разработки Сроки реализации Изучение литературы по данной теме Сентябрь Разработать картотеку дидактических игр Ноябрь Создание центра.

Формирование представлений о народных традициях у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода Тема : Формирование представлений о народных традициях у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода. [/b] «Воспитание, лишенное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 22:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД