Папки-передвижки

Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Протасова
Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста

Народная игрушка является культурным, национальным достоянием подобно родному языку, сказки. Она служит не только для забавы и развлечения, но в тоже время выступает средством всестороннего развития личности. Авторами первых публикаций о народной игрушки были выдающиеся отечественные педагоги и деятели культуры Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский и др.

Публикация «Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, педагоги Н. М. Аксарина, Л. С. Славина, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова. Педагогические исследования по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного проводили Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова.

Будучи первым и самым доступным предметом искусства, игрушка вызывает у ребенка эстетические чувства и переживания, способствует накоплению эстетического опыта, формирует художественный вкус, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству.

Между тем в работе современного детского сада мало реализуется эстетический потенциал народной игрушки. Педагоги используют ее в основном для оформления интерьера детского сада и как образец для декоративного рисования. Не восполняется пробел в эстетическом воспитании ребенка и в современной семье, где преобладают игрушки, отражающие современных мультгероев. Поэтому необходима специальная педагогическая работа по формированию у детей представлений об эстетике народной игрушки.

Мы предположили, что процесс формирования представлений об эстетике народной игрушки у детей будет более успешным, при реализации следующих педагогических условий:

- создание художественно-эстетической развивающей среды в ДОУ, включающей разные виды народной игрушки;

- использование разнообразных видов игр с народной игрушкой;

-комплексное использование разных видов художественно - эстетической деятельности;

- систематическое ознакомление с народной игрушкой на занятиях;

- привлечение родителей к участию формирования у детей представлений об эстетике народной игрушки.

На начальном этапе у детей были слабо сформированы эстетические представления о народной игрушке, они испытывали трудности в ее описании, сравнении, Также недостаточно сформированы были художественные умения и навыки.

Систему нашей работы построили на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников Т. С. Комаровой.

В работе мы использовали методические рекомендации по ознакомлению с народной игрушкой детей старшего дошкольного возраста Григорьевой Г. Г. [1], Комаровой Т. С. [2].

Свою работу начали с организации развивающей среды. При построении предметно-развивающей среды соблюдались основные принципы: гибкое зонирование, доступность, открытость, стабильность – динамичность, полифункциональность.

В уголке ИЗО были созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов: глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, бумажные силуэты, наборы элементов для составления орнамента на фланелеграфе, нетрадиционные изобразительные материалы, иллюстрированный материал).

В детском саду мы оформили мини-музей в виде «Русской избы». Были подобраны подлинные произведения НДПИ: дымковская, филимоновская, тверская, каргопольская глиняная игрушка, матрешки, богородская деревянная игрушка, изделия народных промыслов – гжель, хохлома, городец

В группе был организован уголок «Ряжения» в котором находятся русские народные костюмы, украшения. Они использовались детьми в свободной игровой деятельности. Творческие работы детей оформляли в виде выставок «Народная игрушка», «Наш вернисаж», украшали стены музыкального зала при проведении развлечений: «Дымково», «Веселая ярмарка». Активное участие детей в создании среды способствовало их эстетическому развитию, формированию инициативы и творчества.

В книжном уголке организовывали выставки книг, знакомящие с творчеством художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной, Е. М. Рачева, Ю. А. Васнецова Учили детей рассматривать, замечать характерные особенности иллюстраций художников к произведениям устного фольклора, также показывали использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора.

Были подобраны образцы орнаментов, доступные для восприятия и творчества детей, дидактические игры, таблицы с элементами народных росписей, разработана последовательная система ознакомления с народной игрушкой.

Без специального обучения освоение детьми знаний о народной игрушки затруднительно. Поэтому для работы с детьми мы разработали цикл занятий, направленных на формировании представлений у детей об эстетике народной игрушки.

Весь образовательный процесс делится на три этапа.

1. Подготовительный этап.

Задачи: Ознакомление с народной игрушкой, историей ее создания. Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации. Формами работы этого периода являлись - занятия, экскурсии, выставки, различные игры. Методы: наблюдения, обследование, беседа, рассматривание, сравнение, показ приемов изображения.

2 Основной этап. Закрепление знаний детей.

Задачи: Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений народного искусства. На этом этапе использовались следующие формы работы : игры, занятия по изобразительной деятельности, занятия по развитию речи (составление описательных рассказов, выставки НДПИ, книг, детских работ. Основной метод- репродуктивный, напоминание, частичный показ способов действий, упражнения.

3. Заключительный этап. Самостоятельная творческая деятельность детей.

Задачи: Учить детей самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности, самостоятельно составлять композиции узоров, цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей. Использовать разнообразные материалы, нетрадиционные техники выполнения работы. Формы работы : творческая деятельность, творческие игры, праздники, развлечения, экскурсии в музей, выставки книжные и НДПИ, творческие рассказы. Основной метод – эвристический, творческие задания, вопросы познавательного характера.

Комплексные и интегрированные занятия являются основной формой работы по формированию представлений у детей представлений об эстетике народной игрушки. Интеграция охватывает все виды художественно - творческой деятельности детей ( разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры- драматизации, сюжетно- ролевые; изобразительную деятельность, художественно- речевую, музыкальную)

Цикл занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше. В основе занятий постепенное усложнение содержания (изобразительно - выразительных средств, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности. В своей работе мы использовали игровые обучающие ситуации, игры - путешествия: «Поездка на выставку», «В гостях у мастеров - игрушечников», «В гончарной мастерской». Большинство занятий проводятся в «Русской избе». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая привлекает детей к своим заботам и делам, рассказывает детям о народных игрушках. При таком подходе не только музей приходит на помощь педагогу, но и предметная среда начинает играть роль Воспитателя.

В целях эмоционального восприятия, рассматривание игрушек на занятиях, сопровождалось звучанием народной музыки, художественным словом, прибаутками, потешками. В своей работе мы использовала легенды, о том, как создавалась игрушка, как расписывалась, ее особенностях. Рассказ о промысле, сопровождался рассматриванием игрушек. Учили детей правильно обследовать игрушку. Сначала это целостное восприятие игрушки (Посмотрите, какая красивая игрушка, ее анализ и вновь целостное восприятие, но уже на другом уровне.

В структуре обследования использовали обследующий жест руки который помогает вычленять форму, ее особенности. Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности. При рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения. Если стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то обследование будет состоять из следующих этапов:

- взять игрушку в руки потрогать, определить размер; - выделить устойчивость фигуры;

- определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость);

-уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное, которое необходимо учитывать при выборе способов лепки и расположении налепов;

- рассмотреть со всех сторон; - установить пропорциональность туловища и головы;

- рассмотреть по частям; - обследовать фигуры с закрытыми глазами.

На занятиях детей знакомили сначала с одним видом игрушки, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному - двум признакам узнавать знакомые виды. Задавали вопросы, направленные на сравнение игрушек и определение их различий, разнообразие форм, ритмичное расположение элементов узоров, цветовые сочетания.

Необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений и особенно объектов природы, дающей богатый материал для творческой фантазии и взрослому и ребенку.

В свою работу мы включали разнообразные виды игр: народные, творческие, дидактические: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Художественный салон», «Лото», «Найди пару» Использовали их как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. В свободное время дети играли в сюжетные игры по мотивам сказок, разыгрывали сценки, придумывая свои сюжеты, ставили кукольные спектакли (настольный, теневой театр, используя народные игрушки и игрушки выполненные самостоятельно.

Детям рассказывали былины и сказки русского народа, ибо именно там очень ярко представлен народный быт и народное искусство.

Детям также предлагались творческие задания («Загадочные картинки», «Что я задумал рисовать», «Кто прячется», «Слепим вместе»).

Расширению и закреплению полученных представлений о народной игрушке способствовала экскурсия в Рязанский Художественный музей, где дети посетили отдел народного декоративно - прикладного искусства. Экскурсия помогла детям установить пути преемственности, взаимосвязи между прошлым и будущим игрушечных промыслов.

Взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие полноценного эстетического воспитания дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют вместе. Поэтому для работы с родителями разработали систему совместных мероприятий: беседы, рекомендации, информационные стенды, мастер-классы, совместные развлечения.

На конечном этапе мы проверили эффективность составленной системы. Результаты анализа работы свидетельствуют о том, что примененная система мероприятий значительно повысила уровень эстетического восприятия детей. У детей

повысился интерес к русской народной игрушке, развился художественный вкус, умение видеть красивое вокруг себя, дети стали выделять средства выразительности НДПИ, научились выражать свои впечатления через самостоятельное творчество, приобрели практические умения по работе с различными изобразительными материалами;

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах художественно- творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности- М. : Академа, 2000.

2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей - М. : Российское педагогическое агентство, 1997.

Публикации по теме:

«Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений об опасности» Задачи воспитания и развития детей образовательной области «Безопасность» Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка. Часто, занимаясь повседневными.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система.

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности. Проект на тему: «Жизнь.

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о о животном мире через использование метода моделирования. Проблемой экологического.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП).

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста Введение Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин Реализуя на практике ФГОС дошкольного образования,.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 июня 2016 в 12:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД