Получи документы

Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС 

Ольга Исаева
Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС 

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы ДОУ. Вводимые в практику Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенными в ней пяти образовательным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития). Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам педагогов. Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что педагог дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать. В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм, квалификация.

Публикация «Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах

Компетенции :

1). Круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

2). Это наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, в которой компетентность (степень освоения компетенции) является мерой соответствия этому требованию.

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в условиях реализации ФГОС.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ:

• СПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

• СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ПЕРСПЕКТИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ, КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ДЕТЕЙ К РАЗВИТИЮ И РАСКРЫТИЮ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА,

• СПОСОБНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИМЕНИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ,

• СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА И К НЕПРЕРЫВНОМУ ЛИЧНОСТНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ.

В связи с переходом на новые стандарты образовательного процесса, претерпевает качественные изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста ДОУ, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-логопеда.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ДОУ - специально профессионально подготовленный педагог, оказывающий квалифицированную педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, транслирующий нормы отношения к людям с ОВЗ в социум.

Основа мировоззрения учителя-логопеда – гуманная оценка роли человека с ОВЗ в современном мире.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя-логопеда в ДОУ направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Личностно-профессиональные качества учителя-логопеда :

профессиональный долг служения обществу и людям с ОВЗ;

профессионализм (педагогические компетенции и профессиональные качества педагога);

милосердие (как способность к бескорыстной помощи, прощению, состраданию).

Профессиональные компетенции учителя-логопеда делятся на две группы:

1. Общепрофессиональные – общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: учебные, исследовательские, коммуникативные, методологические, компьютерные, инструментальные, личностно- адаптивные, социально-личностные.

2. Профессионально-специализированные – специфические, характерные для логопедической практики:

- диагностическая компетенция специалиста, требующая глубокого изучения речевых, коммуникативных, моторных навыков ребенка с ОВЗ и анализ данных беседы, анкеты, медицинских карт и заключения других специалистов, умение вынести точное речевое заключение;

- маршрутная к. – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей;

- инструментальная к. – умение в подборе приемов и методов коррекции, диагностики и профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков и т. д.

- коммуникативная к. – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети с ОВЗ, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.

- компьютерная к. – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.

Сферы профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ :

профилактическая (абилитационная) работа,

• педагогическая диагностика и консультирование,

• специальное педагогическое просвещение,

• психологическая и психотерапевтическая помощь,

• образовательная и социально-педагогическая

деятельность,

• организация психолого-медико-педагогической службы

сопровождения в ДОУ,

• методическая деятельность в рамках наставничества

в ДОУ,

научно-исследовательская деятельность в области специальной коррекционной педагогики и логопедии.

Самообразование – это целенаправленная познавательная

деятельность, управляемая самой личностью; приобретение

систематических знаний в какой-либо области науки.

• Самообразование осуществляется добровольно;

• осуществляется сознательно;

• планируется, управляется и контролируется самим человеком;

• необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Значение самообразования для профессиональной

компетентности учителя-логопеда :

• повышение качества профессиональных компетенций,

• готовность к педагогическому творчеству,

профессиональный рост,

• создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника,

• соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства.

Учитель-логопед ДОУ должен обладать

следующими качествами:

• педагогическая направленность - комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения, нарушения в развитии, круг профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

• педагогический такт - чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом;

• педагогическая зоркость - способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями в результативность специального образовательного процесса.

Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным.

Новые требования к подготовке учителя-логопеда с учетом реализации ФГОС ДО.

Учитель-логопед должен соответствовать следующим требованиям:

1. Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы.

2. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию.

3. Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей.

4. Серьезные требования предъявляются к личности педагога.

5. Учитель-логопед должен быть проницательным и сдержанным, тактичным и профессиональным в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

6. Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.

Заключение.

Работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда, грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование. У современных педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Компетентностный подход в подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя-логопеда ДОУ позволит повысить качество его профессиональной подготовки.

.

Публикации по теме:

Развитие профессиональных компетенций педагогов МБДОУ через построение партнерства Модернизация системы образования в России ставит вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.

Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Повышение теоретического и практического уровня профессиональных компетенций педагогов Что такое хобби, наверное, знает каждый. Его могут называть по-разному: любимое дело, увлечение - но смысл от этого не меняется. Что это.

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта "Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.

Рабочая программа в соответствии с ФГОС до учителя-логопеда Оглавление. 1) Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты 2) Содержательный.

Развивающая игра в условиях реализации ФГОС Развивающая игра в условиях реализации ФГОС ДО. Кондрашова Г. Н. Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных.

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС до Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных.

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС  Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС 
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 21:30
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД