Получи документы

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни

Ирина Красильщикова
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни

Формирование пространственных представлений у детей старшего

дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни

Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в работе с детьми.

«В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и их положение относительно друг друга и тела ориентирующегося». (А. А. Столяр)

От умения ориентироваться в пространстве зависит :

- правильное написание цифр, печатных букв, расположение их на листе бумаги;

Публикация «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни» размещена в разделах

- скорость и качество чтения;

- качество рисунков;

- усвоение правил дорожного движения;

- качество выполнения упражнений на музыкальных занятиях, на занятиях по ритмике, физической культуре. Дети с речевой патологией плохо или совсем не ориентируются в пространстве, в схеме собственного тела, путают название частей тела, путают что находится справа, слева, впереди и сзади, вследствие чего не умеют правильно употреблять предлоги или вовсе их не употребляют.

Работу по формированию необходимых умений следует проводить поэтапно:

• Ориентировка в схеме собственного тела (показ и название частей тела по словесной инструкции)

• Ориентировка в схеме тела другого человека

• Расположение предметов слева, справа, сзади, впереди относительно себя

• Расположение предметов слева направо) или сверху вниз ()

• Расположение предметов относительно друг друга

• Употребление в речи предлогов

• Развитие диалогической речи (умение задавать вопросы по предметной и сюжетной картинкам)

• Ориентировка на листе бумаги (подготовительная группа)

Формирование пространственных отношений происходит во время режимных моментов в течение дня, а также на занятиях в процессе проведения специальных игр.

Игры на развитие пространственной ориентировки, используемые при изучении лексико- грамматических тем

«Мой – моя»

Цель: Закрепить умение согласовывать местоимение мой, моя с существительными в роде.

Наглядность: предметные картинки.

Дети раскладывают картинки в следующем порядке: изображения, про которые можно сказать «мой» - справа от себя, «моя» - слева от себя.

«Что кому»

Цель: Закрепить умение употреблять формы Творительного падежа единственного числа существительных.

Наглядность: игрушки- животные.

Вокруг сидящего на полу ребёнка на расстоянии вытянутой руки – игрушки: перед ним - мишка, справа – заяц, слева – кошка, сзади – петушок. У ребёнка в руках картинка с изображением корма для каждого животного. Нужно сказать, кто где сидит и что можно дать («Мишка сидит впереди. Мед дам мишке. Петушок сидит сзади. Зернышки дам петушку»).

«Посади игрушку на место»

Цель: Учить детей ориентироваться в расположении предметов относительно себя, относительно других предметов.

Наглядность: игрушки

Ребёнку дают сначала изображения двух предметов, затем трех.

- Посади куклу слева от мяча. Где сидит кукла? (слева)

- Что находится справа от куклы? (мяч)

- Положи мяч на середину листа. Справа посади куклу. Слева от мяча – клоуна.

«Что изменилось?»

Ребёнку предлагают встать перед игрушкой и повернуться направо.

- Где теперь игрушка? (Справа)

Просят ещё раз повернуться налево.

- Где игрушка теперь? (Сзади)

«Кто самый внимательный?»

Цель: запоминание и выполнение двух- трехступенчатой инструкции.

- Пойди прямо, у ёлочки поверни направо, возьми куклу и посади её на полку.

- Сделай два шага прямо, один вправо, возьми игрушку.

«Помоги Саше и Тане разложить вещи»

Саша должен положить обувь в коробку, а Таня – положить одежду на полку, повесить на вешалку. Каждый ребё нок сопровождает действия словами:

«Шапку положу на полку», «Сапоги положу в коробку» и т. д.

«Волшебный коврик»

Изображении фигур и предметов, наклеенных на плотную основу (тонкий пластик, разложенных на полу. Ребёнок встаёт на какое- либо изображение. Педагог даёт задание и задаёт вопросы :

- Сделай один шаг вправо. На что ты встал? (на солнышко). Сделай шаг вперёд. На чём сейчас стоишь? (на квадрате)

Ребёнок стоит на изображении, расположенном в центре:

– Что у тебя справа? (справа круг) Что находится впереди тебя? (ёлка) и т. д.

Игры по пространственной ориентации при развитии связной речи

«Расскажи, где нашёл предмет (игрушку?»

Взрослый заранее прячет мелкие предметы или игрушки на небольшом пространстве так, чтобы ребёнок мог быстро найти их в чем-то или под чем-то (например, кубик под столом, ручка в коробке). Педагог просит ребёнка сказать, где был предмет и откуда он его взял.

«Задай вопрос»

Дети должны уметь формулировать вопросы :

- уточняющие взаиморасположение двух изображенных предметов (Что висит над кроватью? Картина. Где висит картина? Над кроватью.)

- по сюжетной картине. (Что держит в руках мальчик? Что стоит на полке? Что находится внизу слева? Что у девочки на голове)

«Игра пароли»

Цель: Формирование умения задавать вопросы по сюжетной картинке с использованием слов: где, на чем, чем, кому, когда, почему.

У пары детей – по одной сюжетной картинке. Один задаёт вопрос, другой отвечает. (Куда пришли дети? Дети пришли в раздевалку. Откуда мальчик достал сапоги? Мальчик достал сапоги из шкафа. и т. д.)

Вправо- влево, вверх- вниз

Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве, развитие зрительного восприятия, внимания.

Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображенные внизу странички в рамочках. Ребёнок должен сказать, где находится этот предмет, употребляя предлоги : под, над, за, в, на, между, около.

«Засели жильцов»

В группе развешаны схемы- «домики» предлогов : на, под, в, из

Детям раздают картинки для составления предложений с предлогами, например, «Птичка сидит на ёлке», «Яблоко лежит в корзине» и т. д.

Ребёнок должен найти соответствующую схему- «домик» и составить предложение. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Куб «Предлоги»

Использовать предлоги : на, под, в, за, к, около составлять с ними предложения.

Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будешь куб ты вращать!

ребёнок вращает куб, выбирает грань, называет её. Дети придумывают предложения с этим «маленьким словечком»предлогом. ( Можно по теме: «Осень», «Зима», «Одежда»).

«В гостях у сказки»

Наглядность: иллюстрации к сказкам на фланелеграфе.

«Гуси- лебеди»

- Над чем пролетали гуси- лебеди? (Над домами, над лесами, над реками, над яблоней, над печкой)

- Где спряталась девочка? Откуда она выглядывает? (Девочка спряталась под яблоней. Выглядывает из-под веток.)

- Что встретила девочка до речки? Что встретила между речкой и печкой?

и т. д.

«Репка»

Цель: работа над употреблением в речи предлогов : до, после, между, за и порядковых числительных.

дети смотрят на сюжетную картинку и отвечают на вопросы.

- Кто первый (второй) тянет репку?

- Перед кем стоит бабушка (внучка?

- После кого прибежала кошка (мышка?

- Кто стоит между дедом и внучкой?

- Сколько людей тянут репку?

- А животных сколько?

«Игра наоборот» или «Непослушные дети»

Цель: закрепление в речи слов- антонимов.

• Дети на некотором расстоянии друг от друга стоят лицом к взрослому. Задания они должны выполнять наоборот. По команде: «Один шаг вперёд, поворот направо, один шаг назад» дети делают: шаг назад, поворачиваются направо, делают шаг вперёд.

«Графический диктант»

Дети выполняют задания на листке бумаги в клетку. По команде педагога: «Одна клетка влево» дети проводят линию на одну клетку вправо и т. д.

Список литературы

1. Панина О. П. «Формирование в игре пространственных представлений» – «Ребёнок

в детском саду» - №6, 2006 г.

2. Столяр А. А. «Давайте поиграем» - М., 1990 г.

3. Земцова О. Н. «Умные книжки» - 4-5; 5-6 лет

4. Киселенко Т. Е. «Сам себе логопед» - Ростов – на – Дону, 2005 г.

5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» - М., 2006 г.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов:.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Упражнение 1 Цель.

Конспект занятия «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Работа над предлогами» Тема: "Веселое путешествие" Цель: формирование пространственных представлений у детей с недоразвитием речи. Задачи: • развивать пространственные.

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространственные представления – это представления.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста .

Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста» Программа исследования по теме: «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста» Экспериментальная.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Научный аппарат исследования. Тема курсовой работы: Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни
Опубликовано: 25 октября 2018 в 12:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД