Лучший педагог года

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях

Ирина Иризбаева
Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях

Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так как ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования и развития пространственных представлений и пространственной ориентировки.

Публикация «Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях» размещена в разделах

Вследствие того, что пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, а также из-за отсутствия отдельного анализатора, отвечающего непосредственно за восприятие пространства, формированию пространственных представлений у детей свойственны определенные особенности и трудности.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована определенная система пространственной ориентировки как база для дальнейшего ее развития в процессе школьного обучения, поскольку умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой становления всех видов детской деятельности, в том числе учебной.

Своевременное формирование пространственных представлений— одно из важнейших условий правильного развития ребенка.

При построении paботы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:

• обучение ориентировке в схеме собственного тела;

• обучение ориентировке в окружающем пространстве;

• обучение восприятию пространственных отношений между предметами;

• обучение ориентировке на плоскости.

Для обучения детей пространственным представлениям можно использовать логопедическую ритмику.

Основные средства логоритмики применяемые для развития пространственного представления :

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, экономят время за счёт сокращения инструкции к перестроениям, а также закрепляют счет в пределах 1-10.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую слухо-зрительно-двигательную координацию.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание, способствует развитию фонематического слуха.

8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

11. Игра на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

12. Самостоятельная творческая деятельность: импровизация действий, составление визуальных рядов к танцевальным и вокальным композициям, произвольные пляски, игра на муз. инструментах в импровизированных оркестрах

13. Игровая деятельность игры на месте, малоподвижные игры, подвижные игры. В играх воспитываются внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, переключаемость движений, выносливость.

Примеры упражнений по логоритмике для развития пространственных представлений

«Автобус»

Цель – сформировать и закрепить пространственные представления детей вперед, назад, вправо, влево; развитие импрессивной речи, выполнение движений в соответствии с текстом; развитие мелкой и общей моторики, активизация кистей рук; чередование напряжения и расслабления; развитие мышечной системы и формирование мышечных навыков;

Инструкция - ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие на автобусе, и так приготовились, сели на свои места. Поем и повторяем движения.

"Вот мы в автобусе сидим" - дети сидят на стульчиках или на полу, опустившись на колени. Шлёпают поочерёдно руками в такт музыке по ногам.

". глядим" - смотрят из-под ладони-козырька то в одну, то в другую сторону.

"Глядим назад. "- поворачивают голову или корпус то в одну, то в другую сторону.

"Что ж нас. " - пожимают плечами.

"Колёса закружились. "- совершают круговые движения руками сбоку от туловища.

"А щётки. " - качают согнутыми в локтях руками перед лицом.

"Крутят руль" и бибикают.

Подпрыгивают на месте.

На проигрыш дети идут или бегут по залу, "крутят руль"

«Левая и правая»

Цель – сформировать и закрепить пространственные представления детей – ориентировку в собственном теле, правая и левая сторона; развитие импрессивной речи, выполнение движений в соответствии с текстом; развитие мелкой и общей моторики, активизация кистей рук; чередование напряжения и расслабления; развитие мышечной системы и формирование мышечных навыков;

Инструкция - ребята я предлагаю вам прогуляться.

Вот левая, вот правая, - по очереди поднимаем левую и правую ноги

их только так зовут - ритмично хлопаем в ладоши

Подружки неразлучные всегда вдвоём идут - поочередно топают ногами

И левая и правая пошли одни гулять - шагают

Нашли большую лужу и стали в ней скакать – прыгают на месте

Вот мокрые, холодные идут одни едва - медленно поочередно шлепаем руками перед собой

Вдруг левая и правая повстречали льва - по очереди поднимаем левую и правую руки, сгибаем пальцы (когти)

А он открыл большую пасть и страшно так рычит - складываем кисти (пасть льва, рычим

Что левая бежит домой и правая бежит - быстро побежали на месте

До дома добежали, - складываем руки домиком

смотрите – обе тут - вытягиваем ноги поочередно

Но только позабыли, как их теперь зовут - пожимаем плечами

Где левая, где правая не разобрать самим - по очереди поднимаем левую и правую ноги

Скорее посмотрите и подскажите им. - хлопаем в ладоши.

«Таней червячкой»

Цель – сформировать и закрепить пространственные представления детей – ориентировку в собственном теле; развитие импрессивной речи, выполнение движений в соответствии с текстом; развитие мелкой и общей моторики, активизация кистей рук; чередование напряжения и расслабления; развитие мышечной системы и формирование мышечных навыков;

Инструкция - ребята мы с вами превратились в червячков, а теперь давайте станцуем как они.

Хоть у нас есть две руки

Две рук, две руки Руки вытянуть вперед, повороты кистей рук

Мы совсем как червяки

Совсем как червяки

И у нас уже готов

Уж готов, уж готов

Новый танец червячков

Танец червячков Спрятали руки за спину

Повороты туловища вправо, влево. И покачивание

Будем хвостом вилять

Все вилять, и вилять

Извиваться, приседать

Немножко приседать Приседание 4 раза с поворотом туловища

Ручки можем раскачать, раскачать, раскачать Раскачивание рук вверх, вниз

Ножкой можем помахать

Ножкой помахать Махи ногами

Пальчиками постучать

Постучать, постучать Стучим указательным пальчиком о пальчик

Каблучками цок, цок, цок

Цок, цок, цок, цок, цок Ходьба на месте

Носиком помотать

Помотать, помотать Наклон вперед

Повороты головы

Головами покивать, покивать Киваем головой

Хоть у нас есть две руки

Две рук, две руки

Мы совсем как червяки

Совсем как червяки Извиваемся

Можем снова показать

Показать, как умеем

Танцевать, умеем танцевать Ноги вместе

Плечи вперед поочередно то вправо, то влево

Публикации по теме:

«Формирование представлений дошкольников о натуральном числе» Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведётся на.

Формирование математических представлений у дошкольников в личностно-ориентированном обучении ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ.

Формирование речевой деятельности дошкольников на логопедических занятиях с помощью современных ТСО Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольниковИспользование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы. Среди них.

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственной личности дошкольников на занятиях по познавательному развитию» Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование.

Картотека дидактических игр для формирования пространственных представлений у дошкольников Д/и «Незнайка в лесу»Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из.

Картотека игр по формированию пространственных представлений у дошкольников Д/и «Где мячик?» Материал. Лист бумаги с нарисованной сеткой, «мячик» (кружочек). Ход игры. - Покатился мячик в самую середину листа. Положите.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры. Слайд № 1 «Игра-это искра зажигающая.

Развитие речи с использованием темпо-ритмических упражнений на логоритмических занятиях у дошкольников Раздел «Музыка» музыкально-эстетического направления образовательной программы ДОУ подразумевает развитие у детей певческих навыков, слуха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях
Опубликовано: 29 марта 2016 в 13:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД