Папки-передвижки

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Редченко Ольга Николаевна
Формирование пространственных представлений у дошкольников

Речевое развитие ребенка – главная забота любого учителя-логопеда и родителей малыша. Прекрасная и незаменимая база для речевого развития – это формирование пространственных представлений в дошкольном возрасте. Вовремя сформированные у ребенка пространственные представления помогут предотвратить дисграфию и дислексию в школьном возрасте. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, обратимся к конкретным играм на развитие пространственной ориентирове.

Существуют следующие виды пространственных представлений :

1. ориентировка в схеме своего тела,

Публикация «Формирование пространственных представлений у дошкольников» размещена в разделах

2. ориентировка в пространстве,

3. ориентировка на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади"и, менее очевидное, "справа-слева". Четырёх-пятилетний ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса : вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".

"Якоря" для ориентировки в пространстве

Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Ребё нку говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы, допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".

Такой способ срабатывает не у всех. Например, среди моих воспитанников был мальчик, который прекрасно знал, что он левша. Но при этом путал правую и левую руки. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Ребёнок носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил "правое и левое". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные "фенечки". Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним "якорем" для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела"

Ориентировка в пространстве с помощью игр

Игра «Далеко - близко»

В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева, а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

Игра "Дотронься до. "

Популярная у многих логопедов игра на ориентировку в схеме тела. Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даё т такие задания:

1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,

2. погладь левой рукой правое колено,

3. почеши левой рукой левую ногу,

4. надуй правую щёку и т. д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания

Игра «Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой ориентировки в пространстве. Заниматься можно под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде "Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т. д. " Далее следуют шаги: "Шаг назад, два шага вперёд, шаг вправо, четыре шага влево". Шаги можно заменить прыжками. Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то дети научатся синхронизировать свои действия.

Игра "Куда змея ползёт"

Детям надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "змейка ползёт" в указанном направлении. Поменяйте "змейку" на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят "ездить в автомобиле".

Игра "Найди клад"

Тоже классная игра для развития ориентировки в пространстве. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты (если игра, например, на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: "Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад".

Игра "Поставь игрушки, как я скажу"

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.

1. Поставь на столе перед собой собачку.

2. Справа от собачки поставь мишку.

3. Позади мишки поставь машинку и т. д.

Публикации по теме:

Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода 1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером Добрый день, уважаемые коллеги! - Разрешите представиться. Пруцких Ирина Сергеевна,.

Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС» Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах.

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Сформированность пространственных и временных представлений у дошкольников и учащихся начальных классов имеет важное значение для их успешного.

Дипломная работа на тему «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников»Дипломная работа на тему «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников» Здравствуйте. уважаемые коллеги! Спасибо, что заглянули на мою страничку!Данный материал публикую в первую очередь тем педагогам, которые.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 5) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt. В современном мире большинство родителей детей старшего дошкольного возраста задумываются о предшкольной подготовке. И это оправдано современной.

К вопросу о формировании пространственных представлений дошкольников: обзор современных конструкторов Одной из задач развития интеллекта подрастающего поколения, его познавательной активности является формирование пространственных представлений,.

Формирование пространственных представлений на плоскости. Карты путешественников, или виртуальный квестФормирование пространственных представлений на плоскости. Карты путешественников, или виртуальный квест Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится в старшей группе с целью подготовки к формированию у детей навыков.

Презентация «Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР» Тема: «Пространственные представлений у детей с ЗПР» Цель: формировать пространственные представления у детей. Задачи: Уточнять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2018 в 16:19
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД