Получи документы

Формирование развивающей образовательной среды в структурном подразделении как условие социализации и индивидуализации детей

Галина Кутилкина
Формирование развивающей образовательной среды в структурном подразделении как условие социализации и индивидуализации детей

Авторы: Кутилкина Г. В., воспитатель младше-средней группы структурного подразделения ГБОУ СОШ с. Петровка Борского района Самарской области; Балакшина С. Ю., воспитататель старше-подготовительной группы структурного подразделения ГБОУ СОШ с. Петровка Борского района Самарской области.

У педагога есть прекрасная

возможность: научить детей

«В одно мгновенье — видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка.

В единой капле — бесконечность,

И небо в чашечке цветка».

Уильям Блейк

Публикация «Формирование развивающей образовательной среды в структурном подразделении как условие социализации и индивидуализации детей» размещена в разделах

Развитие ребенка во многом зависит от того, в какой среде он растет, какое влияние на него оказывает окружение: однообразное, серое, статичное или яркое, разнообразное и многофункциональное. Обращаясь к определению понятия, которое дает С. Л. Новоселова, «Предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Мы считаем, что предметно – развивающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Если окружающая среда имеет большое значение для эмоционального состояния ребенка, душевного благополучия, если ему комфортно, то он свободно будет взаимодействовать с окружающими его взрослыми и сверстниками. Но без непосредственного участия детей в формировании уютного, теплого микроклимата, невозможно представить создание условий для полноценного проживания ребенком периода пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому в оформлении интерьера помещений непосредственно принимают участие сами дети, учитывается их потребность, пожелания, вкусы и т. д. Но в то же время, создавая интерьер, мы – педагоги – делаем акцент на то, что он должен способствовать развитию детей, обеспечивать им необходимый комфорт и нести познавательную информацию, которая бы стимулировала активность детей.

С внедрением в практику дошкольных учреждений федеральных государственных требований, на основании которых мы пересмотрели подход к построению развивающей среды, соблюдая принципы информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, и учли, что среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, служить источником знаний и побуждений детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Важным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, целью которой – содействия становления ребенка как личности.

В нашем структурном подразделении предметно-игровая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. В групповых комнатах созданы игровые уголки (центры, которые доступны всем детям: игрушки, дидактический материал, пособия. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В уголке уединения они могут рассматривать любимые книжки, картинки, фотографии или просто отдохнуть от детского коллектива, а также поиграть. Наличие в игровом уголке переносной, мобильной, игровой детской мебели даёт возможность детям реализовывать свои фантазии и творчество. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, отгородиться от общего пространства, создавая свой собственный мирок, т. е. "своё" личное пространство. Неоценимы и мягкие модули, которые дают возможность моделировать и конструировать различные постройки, начиная от машин и паровозов и заканчивая домами и мебелью. Главным достоинством создаваемой нами развивающей среды в группах мы считаем возможность многофункционального использования ее компонентов с учетом целей и задач предлагаемой детям деятельности (игровой, творческой, познавательной и т. д., т. е. тем самым обеспечиваем интегративный подход к организации развивающих центров детской активности. В центрах активности детей в процессе игровой деятельности происходит взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. Мы считаем, что деятельность в условиях постоянно пополняемой, изменяемой среды позволяет ребенку проявлять свою познавательную активность в процессе познания окружающего мира без принуждения, что обеспечивает условие реализации права ребенка на свободу выбора деятельности. В этих созданных условиях он в свою очередь действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, что в данном случае способствует саморазвитию, самореализации подрастающей личности. Для этого важно учитывать сочетание традиционных и новых, необычных компонентов развивающей среды, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены своей деятельностью. Мы, педагоги, создаем условия для возникновения и развертывания игр, повышения уровня общения между детьми в игровой деятельности, развития у детей разных видов игр в соответствии с их индивидуальными возможностями и т. д. Поэтому в наших группах, ориентированных на детей разного возраста, были организованы игровые центры с учетом более старшего возраста детей, находящихся в группе, опираясь на принцип «опережающего развития». При создании центров активности детей прослеживается цепочка «от простого – к сложному – более сложному». А также предусматриваем то, чтобы в группах было достаточно места для двигательной активности детей, для этого игровую зону используем многогранно: периодическая смена центров, их расположение, дополнение и комплектация.

Таким образом, возможность свободного подхода к каждому центру в группах, их мобильность и многофункциональность способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая окружающая среда в структурном подразделении позволяет им организовывать свою деятельность по интересам, а нам, педагогам, – направлять ее. Наблюдая за детьми и взаимодействуя с ними, мы получаем много интересной, полезной и ценной информации. Это дает нам возможность рационально организовывать развивающую среду в дальнейшем для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом уровне в условиях внедрения федеральных государственных требований.

Литература:

1. Новоселова С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. –119 с.

2. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.

3. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Публикации по теме:

Подарки мамам. Поделки из соленого тестаПодарки мамам. Поделки из соленого теста Подарки на 8 марта воспитанников группы «Колосок» СП «Детский сад «Крепыш»» ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской области Для любимой мамочки.

Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки»Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки» «Грибы» - Тема последней тематической недели октября во 2 младшей группе структурного подразделения ГБОУ СОШ № 3 «детский сад» Колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование развивающей образовательной среды в структурном подразделении как условие социализации и индивидуализации детей
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 13:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД