Галина Кутилкина
Формирование развивающей образовательной среды в структурном подразделении как условие социализации и индивидуализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Кутилкина Г. В., воспитатель младше-средней группы структурного подразделения ГБОУ СОШ с. Петровка Борского района Самарской области; Балакшина С. Ю., воспитататель старше-подготовительной группы структурного подразделения ГБОУ СОШ с. Петровка Борского района Самарской области.
У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка».
Уильям Блейк
Публикация «Формирование развивающей образовательной среды в структурном подразделении как условие социализации и индивидуализации детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие ребенка во многом зависит от того, в какой среде он растет, какое влияние на него оказывает окружение: однообразное, серое, статичное или яркое, разнообразное и многофункциональное. Обращаясь к определению понятия, которое дает С. Л. Новоселова, «Предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Мы считаем, что предметно – развивающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Если окружающая среда имеет большое значение для эмоционального состояния ребенка, душевного благополучия, если ему комфортно, то он свободно будет взаимодействовать с окружающими его взрослыми и сверстниками. Но без непосредственного участия детей в формировании уютного, теплого микроклимата, невозможно представить создание условий для полноценного проживания ребенком периода пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому в оформлении интерьера помещений непосредственно принимают участие сами дети, учитывается их потребность, пожелания, вкусы и т. д. Но в то же время, создавая интерьер, мы – педагоги – делаем акцент на то, что он должен способствовать развитию детей, обеспечивать им необходимый комфорт и нести познавательную информацию, которая бы стимулировала активность детей.
С внедрением в практику дошкольных учреждений федеральных государственных требований, на основании которых мы пересмотрели подход к построению развивающей среды, соблюдая принципы информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, и учли, что среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, служить источником знаний и побуждений детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Важным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, целью которой – содействия становления ребенка как личности.
В нашем структурном подразделении предметно-игровая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. В групповых комнатах созданы игровые уголки (центры, которые доступны всем детям: игрушки, дидактический материал, пособия. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В уголке уединения они могут рассматривать любимые книжки, картинки, фотографии или просто отдохнуть от детского коллектива, а также поиграть. Наличие в игровом уголке переносной, мобильной, игровой детской мебели даёт возможность детям реализовывать свои фантазии и творчество. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, отгородиться от общего пространства, создавая свой собственный мирок, т. е. "своё" личное пространство. Неоценимы и мягкие модули, которые дают возможность моделировать и конструировать различные постройки, начиная от машин и паровозов и заканчивая домами и мебелью. Главным достоинством создаваемой нами развивающей среды в группах мы считаем возможность многофункционального использования ее компонентов с учетом целей и задач предлагаемой детям деятельности (игровой, творческой, познавательной и т. д., т. е. тем самым обеспечиваем интегративный подход к организации развивающих центров детской активности. В центрах активности детей в процессе игровой деятельности происходит взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. Мы считаем, что деятельность в условиях постоянно пополняемой, изменяемой среды позволяет ребенку проявлять свою познавательную активность в процессе познания окружающего мира без принуждения, что обеспечивает условие реализации права ребенка на свободу выбора деятельности. В этих созданных условиях он в свою очередь действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, что в данном случае способствует саморазвитию, самореализации подрастающей личности. Для этого важно учитывать сочетание традиционных и новых, необычных компонентов развивающей среды, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены своей деятельностью. Мы, педагоги, создаем условия для возникновения и развертывания игр, повышения уровня общения между детьми в игровой деятельности, развития у детей разных видов игр в соответствии с их индивидуальными возможностями и т. д. Поэтому в наших группах, ориентированных на детей разного возраста, были организованы игровые центры с учетом более старшего возраста детей, находящихся в группе, опираясь на принцип «опережающего развития». При создании центров активности детей прослеживается цепочка «от простого – к сложному – более сложному». А также предусматриваем то, чтобы в группах было достаточно места для двигательной активности детей, для этого игровую зону используем многогранно: периодическая смена центров, их расположение, дополнение и комплектация.
Таким образом, возможность свободного подхода к каждому центру в группах, их мобильность и многофункциональность способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая окружающая среда в структурном подразделении позволяет им организовывать свою деятельность по интересам, а нам, педагогам, – направлять ее. Наблюдая за детьми и взаимодействуя с ними, мы получаем много интересной, полезной и ценной информации. Это дает нам возможность рационально организовывать развивающую среду в дальнейшем для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом уровне в условиях внедрения федеральных государственных требований.
Литература:
1. Новоселова С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. –119 с.
2. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
3. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».