Формирование речемыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР с использованием игр с кинетическим песком

эльвира кузнецова
Формирование речемыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР с использованием игр с кинетическим песком

Аннотация. В статье предлагается использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья новый материал – кинетический песок. Предлагается обогатить практику работы учителей-дефектологов заданиями с использованием кинетического песка с целью развития психомоторных и сенсорных процессов у дошкольников.

Условия Крайнего Севера заставляют педагогов обращать особое внимание на обогащение сенсорного опыта дошкольников, и в особенности, дошкольников с ОВЗ. Современное общество осознаёт необходимость реализации идей инклюзивного образования детей с ОВЗ, учитывающую степень тяжести их дефекта, состояние здоровья и индивидуально-типологические особенности.

Песочная терапия – один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребёнка с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии. Кинетический песок – новый материал, который позволяет в процессе образовательной деятельности использовать различные анализаторы ребёнка (полисенсорное воздействие, что помогаает добиваться наиболее полного и прочного усвоения знаний, умений и навыков. В ходе совместной деятельности детей с педагогом происходит развитие речемыслительной деятельности. У детей с ОВЗ (и в частности, с ЗПР) игры с песком позволяют:

• вызывать и поддерживать познавательную активность ребёнка;

формировать произвольную регуляцию деятельности;

• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

формировать зрительно-пространственную ориентировку, осваивать трёхмерное пространство;

• развивать высшие психические функции;

формировать различные стороны речевой деятельности;

• подготовить ребёнка к обучению в школе.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Игры с песком я использую на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях. Они могут применяться в начале занятия для вызывания интереса и активации деятельности ребёнка, и также могут использоваться как ведущий метод коррекционной работы в течение всего занятия. Традиционные игры, используемые в коррекционной работе, можно с успехом перенести в песочницу, или дополнить их заданиями с песком. Это вносит разнообразие в работу и поддерживает интерес и работоспособность ребёнка. Также ребёнку в ходе игры предлагается рассказать о своих действиях,описать свои ощущения: таким образом, формируется опыт рефлексии, понимания себя. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, стараюсь поддерживать его речевую активность и познавательный интерес.

Использование игр с кинетическим песком позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ, способствует формированию речемыслительной деятельности.

Использование игр с песком на занятиях

Занятия Направления работы и виды заданий

Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия Регуляция мышечного напряжения и расслабления: «Песочный дождь», «Нарисуй следы».

Развитие тактильной чувствительности: «Подземные жители», «Песочные цветы», «Куличики», «Прятки», «Покорми детёнышей».

Формирование навыков владения ножом,скалкой: «Готовим угощение».

Занятия по развитию элементарных математических представлений Формирование сенсорных эталонов: «Дорисуй фигуру», «Подбери по цвету», «Чья башня выше?».

Формированиеколичественных представлений: «Магазин», «Готовим угощение», «Сравни, где больше?».

Обучение порядковому счёту: «Учимся считать», «Продолжи узор», «Посчитай».

Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Формирование связных высказываний по результатам практической деятельности: «Город»,

«Угадай что спрятано в песке», «Расскажи сказку», «Путешествие», «Я мечтаю».

Занятия по звуковой культуре речи Выработка длительного направленного выдоха: «Гольф», «Забей мяч в ворота», «Сдуй игрушку».

Развитие артикуляционной моторики: «Блинчик», «Толстяки – худышки».

Формировниефонематического восприятия: «Назови звук», «Подбери картинку»

Занятия по обучению грамоте Формирование графомоторных навыков,закрепление графических образов букв: «Рисуем на песке», «Превращение букв», «Угадай по губам», «Подбери букву», «Составь слово».

Ребёнок рисует пальцем или небольшим приспособлением (счётной палочкой, палочкой от мороженого, карандашом) по песку.

Задания по изображению на песке слоговых схем слов, схем предложений. Ребёнок лепит буквы из песка, определяет найденную букву на ощупь.

Литература

1. Ястребова А. Ю., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М., 2001. – 121с.

2. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. – ж. «Логопед» для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.

3. Толстова Н. В., Потеева А. Ю. Игры с кинетическим песком в практике логопеда. - ж. «Логопед» 2016, №5 (103) – 130с.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Экологическая беседа к всемирному Дню Океанов с использованием продуктивной деятельности для старших дошкольниковЭкологическая беседа к всемирному Дню Океанов с использованием продуктивной деятельности для старших дошкольников Задачи: -расширить знания об экосистеме «Море»; -уточнить представления о значении моря в жизни человека оздоровительном, эстетическом,.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игры дошкольников с песком (фотоотчет)Игры дошкольников с песком (фотоотчет) В работе с детьми в этом направлении необходимо с младшего дошкольного возраста познакомить детей с основными свойствами сухого и мокрого.

Игры с кинетическим пескомИгры с кинетическим песком Одним из самых популярных занятий игр с ребенком является лепка. Воспитатели используют разные материалы, среди которых особенно отличается.

Игры с кинетическим песком с детьми 2–3 летИгры с кинетическим песком с детьми 2–3 лет Игры с кинетическим песком с детьми 2-3 лет. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в младшей билингвальной группе «Поиграем с песком»Конспект НОД по экспериментальной деятельности в младшей билингвальной группе «Поиграем с песком» Цель: формировать у детей представления о свойствах песка; Задачи: развивать тактильные ощущения, познавательную активность, любознательность;.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Космос
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование речемыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР с использованием игр с кинетическим песком
Опубликовано: 15 марта 2020 в 10:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки