МААМ-картинки

Формирование речевой среды с учетом индивидуализации детей с ОВЗ в рамках деятельности логопункта ДОУ

Наталья Постаногова
Формирование речевой среды с учетом индивидуализации детей с ОВЗ в рамках деятельности логопункта ДОУ

1Проблема организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

На современном этапе укрепления позиций гуманистического образования одной из важных задач в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является создание развивающей речевой среды в ДОУ.

2 речевая среда.

Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Публикация «Формирование речевой среды с учетом индивидуализации детей с ОВЗ в рамках деятельности логопункта ДОУ» размещена в разделах

Это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

3 Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста

Задачи построения речевой развивающей среды :

обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.

4. Компоненты речевой

развивающей среды ДОУ

Речь педагога. Грамотная речь педагога – важнейший составляющий компонент речевой среды, т. к. педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, поэтому должна отвечать следующим качествам:– правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.

Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников.

Специальное оборудование. Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

5 В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития.

Дети с ОВЗ - это группа с особыми образовательными потребностями: помимо обучения и воспитания им необходимы всесторонняя коррекция развития и выбор оптимальных путей логопедической работы по исправлению речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции детей в социуме.

Логопедическое сопровождение осуществляется в рамках логопункта в детском саду.

6. У нас в ДОУ в 2017 году поступило 7 детей с ОВЗ и 2 ребенка - инвалида. Этим детям по заключению ТПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе.

Контингент детей, на логопункте в ДОУ, с разными речевыми нарушениями.

8 Речевая среда для детей с «нормой» и детей с ОВЗ отличается.

Дети «норма»

Свойственны нарушения звукопроизношения, фонематические нарушения.

Дети с ОВЗ

Свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, фонематические нарушения.

Поэтому организация развивающей среды для детей с ОВЗ строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

9 «Мастерская

Словечкина и Звукарика»

Центр развития артикуляционного аппарата. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы.

Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.

10 При работе над звукопроизношением используются как традиционные логопедические приёмы, так и усовершенствования, например, упражнения для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи – это биоэнергопластика. Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

11 Закрепление поставленных звуков проходит с использованием различных игр, атрибутов и многообразия речевого материала. Игры по автоматизации решают дополнительно и задачи по развитию познавательных процессов.

«Найди картинки с

определенным звуком

«Охарактеризуй звук»,

«Подбери букву к звуку»

12 «Мастерская Слыша и Буковки»

Центр фонематического развития. Параллельно с постановкой, а затем автоматизацией звука ведё тся работа по совершенствованию фонематического восприятия: формируется фонетическая готовность к произнесению звука, готовность различить его в потоке и отличить звук от дефектно произносимых. Для этого используются игры:

На различение неречевых звуков : «Тишина», «Угадай, на чём играю», «Узнай по звуку», «Шумовые баночки».

На развитие речевого слуха : «Громко-тихо», «Три медведя», «Близко – далеко», «Высоко – низко».

На дифференциацию слов, близких по звуковому составу: "Правильно-неправильно««Слушай и выбирай», «Что лишнее?»

На дифференциацию фонем

На различение неречевых звуков : «Тишина», «Угадай, на чём играю», «Узнай по звуку», «Шумовые баночки».

На развитие речевого слуха : «Громко-тихо», «Три медведя», «Близко – далеко», «Высоко – низко».

На дифференциацию слов, близких по звуковому составу: "Правильно-неправильно««Слушай и выбирай», «Что лишнее?»

На дифференциацию фонем

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-выделение гласных из ряда звуков.

-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

-узнавание гласных на фоне многосложных слов.

-выделение согласных из ряда других звуков.

- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

13

14

15 Пособие «Домики» помогает ребёнку «разбирать» слова на слух, развивает умение делить слова на слоги, звуки, объединять отдельные звуки в слоги и слова, т. е. обучать детей анализу и синтезу, подготавливать к обучению грамоте и развитию слоговой структуры слова.

16 «Мастерская Тигрули»

Вместе с веселым Тигренком дети совершают удивительное путешествие по «Стране Звуков и Слов», выполняют упражнения на развитие речевого дыхания, отрабатывают навыки правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты.

С друзьями Тигрули дети: узнают значение фразеологизмов, подберут однокоренные слова, знакомятся с правилами словообразования, играют в рифмы, знакомятся с понятиями синоним и антоним.

17 «Мастерская Горошкина»

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают в работе с детьми с ОВЗ. Они не только способствуют развитию речи, но и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.

Ошибки на манке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

18 Игры с камушками Марблс направлены на развитие у детей мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.

19 Пособие «Лунтик и его друзья»

Данное пособие стимулирует развитие

внимания,

памяти,

пространственного

восприятия,

формирует умение употреблять простые и сложные предлоги.

20 Умные кубики помогают развить детям грамматически правильную связную речь, учат выражать свои мысли красиво

21 Пособие «Кочки - обманки»

Направлено на повышение зрительно-двигательной активности детей, профилактику оптической дисграфии.

22 Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда.

В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми.

В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.

Задания помогают закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.

23 Чем интереснее, ярче и разнообразнее речевая среда, тем поставленные звуки автоматизируются быстрее, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу для ребёнка становятся увлекательными.

Использование игр и пособий в системе логопедической работы позволило снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность детей.

Публикации по теме:

Формирование нравственных эталонов у старших дошкольников в рамках работы ДОУ с семьями воспитанников Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости,.

Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Формирование ЗОЖ в ДОУ в рамках ФГОС (Вторая младшая группа) В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной.

Описание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группыОписание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группы Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающаяся предметно – пространственная среда, созданная в соответствии.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС доОрганизация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС до Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группе Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше – средней группе «Колобок» воспитателя Карауш.

Памятка для воспитателей ДОУ «Структура непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС до» «Структура непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Введение в проблемную ситуацию (беседа, рассказ, проблемная.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ с учетом ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Речевой праздник-развлечение в группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ Задачи: - Развивать понимание обращенной речи. - Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий. - Развитие слоговой структуры.

Создание психологически-безопасной и комфортной среды в ДОУ для работы с детьми с ОВЗ МБДОУ Детский сад «Светлячок». Создание психологически- безопасной и комфортной среды в ДОУ для работы с детьми ОВЗ..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевой среды с учетом индивидуализации детей с ОВЗ в рамках деятельности логопункта ДОУ
Опубликовано: 25 марта 2018 в 18:39
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД