Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий

Дарья Вороная
Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВАМ СОВРЕМЕННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены современные и традиционные образовательные технологии в развитии речевых навыков старших дошкольников с дизартрией. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. В этой связи в работе с детьми необходима планомерная и систематическая работа с использованием как традиционных, так и современных образовательных технологий.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с нарушениями речи, дизартрия, старшие дошкольники, тяжелые нарушения речи, инклюзия.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

В литературе отмечается, что наиболее часто встречающаяся степень дизартрии – псевдобульбарная. Псевдобульбарная дизартрия у детей, как правило, происходит в рамках синдрома детского церебрального паралича. Псевдобульбарная дизартрия может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.

Согласно анализу показателей психомоторного и речевого развития, у детей раннего возраста можно отметить их взаимосвязь.Уже у новорожденных можно отмечать первые признаки псевдобульбарных нарушений: слабый крик, или его полное отсутствие, нарушение сосания, глотания, дыхания или слабость некоторых врожденных рефлексов. В раннем возрасте мы можем диагностировать псевдобульбарный синдром, который является первым признаком проявления дизартрии в последующем.

Для дизартрии, как отмечает Коненкова И. Д., характерными являются пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. При этом не наблюдается мышечных атрофий. Усилен глоточный и нижнечелюстной рефлекс, отмечается гипертрофия мышц языка (язык напряжен и отодвинут кзади). Часто отмечается насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с одной стороны [1, 89].

Для коррекции дизартрии используются различные образовательные технологии.

Под образовательной технологией понимается последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических проблем, или систематическая и последовательная реализация заранее разработанного педагогического процесса на практике.

Образовательная технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях для детей с особыми образовательными потребностями. К ним относятся технология коррекции нарушений речи, которыми должен владеть специалист в области логопедии.

Традиционные технологии включают:

- технология логопедической экспертизы;

- технология формирования речевого дыхания для различных нарушений произношения речи;

- технология голосового исправления для различных нарушений произношения речи;

- технология развития интонационной речи;

- технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи;

- технология формирования навыков саморегуляции речи и их внедрение в речевое общение.

Слова и предложения фиксируются через их использование ребенком во время создания соответствующих ситуаций общения. Различные тренировки используются для улучшения восприятия и дифференциации звуков на слух и в собственных высказываниях.

Постоянно проверяется, понял ли ребенок слово, фразу, смысл рассказа. С этой целью используются различные изображения, графические схемы слов и предложений, цветные схемы для фиксации структурного и звукового состава речи, с помощью символики иллюстрируется изменение морфологического значения слова, структура предложений.

На данный момент в дошкольных образовательных учреждениях, наряду с традиционными технологиями, активно внедряются современные образовательные технологии. С положительной стороны зарекомендовали себя информационные технологии, которые способствуют повышению мотивации к логопедическим занятиям; расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; увеличению возможности быстрого создания собственного дидактического материала; визуализации акустических компонентов речи; расширению спектра невебральных заданий. Кроме того, при формировании речевых способностей старших дошкольников с дизартрией такие современные образовательные технологии,как:

• арт - терапевтические технологии (сказкотерапия, мнемотехника, творческая игротерапия, элементы музыкальной терапии);

современные технологии логопедии и пальцевого массажа;

современные технологии сенсорного развития;

• телесно ориентированные технологии;

• су-джок - терапия.

Использование традиционных и современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с дизартрией способствует положительной динамике развития речевых навыков детей с дизартрией, повышает мотивацию учащихся к воспитанию. Соотношение традиционных и современных образовательных технологии подбирается индивидуально в каждом конкретном случае.

Литература

1. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 163 с.

2. Пузанов, Б. П.Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Олигофренопедагогика» / Б. П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2013. –

439 с.

3. Петренко, А. Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в группе кратковременного пребывания / Петренко. Б. П. // Школьный логопед. – 2015. – № 3. – С. 81

Публикации по теме:

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе 1.1.1. Информационный отчет воспитателя старшей группы Тотиевой А. А. об использовании современных развивающих технологий. Педагогическая.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов Отчет учителя начальных классов Усачёвой Равзанат Алиевны об использовании на уроках современных образовательных технологий Главной и первостепенной.

Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ.

Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольниковИспользование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Использование современных образовательных.

Познавательное развитие старших дошкольников с использованием современных информационно — коммуникативных технологий Познавательное развитие старших дошкольников с использованием современных информационно - коммуникативных технологий. Мир, в котором развивается.

Презентация «Внедрение современных технологий — условие улучшения речевых способностей дошкольников» 1 слайд. Внедрение современных технологий – условие улучшения речевых способностей дошкольников 2 слайд. Формирование речи у дошкольников.

Формирование познавательно-речевых способностей дошкольников через использование современных инновационных технологий Протокол Группового родительского собрания группы №11 Собрание №3 От 18.03.2019 Председатель: Смородникова М. С Секретарь: Шагера Н. С Присутствовало.

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологийРазвитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий Введение В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться.

Занятие с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в сказку» Занятие с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в сказку» Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий
Опубликовано: 9 октября 2019 в 18:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки