Ольга Мусина
Формирование речи детей 1 младшей группы в игровой деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важный принцип формирования активной речи у детей. Малыши очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей. Это игры - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Многие игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Игры - потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи. К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок- заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.) Такие игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию активной речи и речевое общение со сверстниками. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Формирование речи детей 1 младшей группы в игровой деятельности,» размещена в разделах
1. Игры на выполнение детьми соответствующих по тексту движений и поручений воспитателя.
«Дружно ручки поднимаем»
Дружно ручки поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали,
Ножками потопали - топ- топ,
Ручками похлопали - хлоп- хлоп.
«Птички»
Полетели птички,
Крылышками машут.
Прилетели, сели, посидели,
Зернышек поели,
И опять улетели.
«Дождик»
Дождик, дождик- кап да кап
Ты не капай долго так,
Хочется идти гулять,
Бегать, прыгать и скакать.
На протяжении этой игры ребенок, подражая взрослому, тычет пальчиком в ладошку другой руки.
«Курочка и цыплята»
Эта игра проводится с группой детей. Воспитатель напевает песенку и выполняет соответствующие движения, побуждая детей повторять их. В начале игры воспитатель говорит: «Ребята, сейчас я превращусь в курочку, а вы будете моими цыплятами».
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней – ребятки, желтые цыплятки.
(Воспитатель и дети ходят по кругу).
Ко – ко - ко, ко – ко - ко, не ходите далеко, (Грозят пальчиком)
Лапками гребите, зернышки ищите.
(Присели, «роют землю», «клюют зернышки»)
2. Звукоподражательные игры.
«Угадай, кто кричит»
Воспитатель знакомит детей с игрушками, которые лежат за ширмой. Он по очереди показывает игрушку- животное и произносит соответствующие звукоподражания. Затем воспитатель возвращает их за ширму. Он произносит звукоподражательные звуки животного, а дети угадывают кто это «кричит».
Впоследствии можно играть, используя музыкальные инструменты, и по их звучанию отгадывать.
«Мышка- мишка»
Воспитатель подбирает несколько парных игрушек, названия которых имеют близкий звуковой состав. Взрослый называет предмет и предлагает ребенку найти его. Малыш показывает его и называет. Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает свою игрушку и просит найти такую же, повторив название.
3. Простые сюжетные игры с предметными картинками.
«Комната для куклы»
В игре закрепляются знания детей об отдельных предметах мебели – стол, кровать, стул, шкаф, кресло и др., вводится собирательное существительное «мебель», с помощью игрового сюжета расширяются представления о функциональном назначении каждого предмета мебели.
«Овощи»
Закрепление знаний детей об овощах, узнавать на картинках и называть их, ввести обобщающее слово «овощи», расширять знания малышей о пользе овощей.
Ход игры: воспитатель показывает картинки и просит детей ответить на вопрос : «Какие овощи нарисованы на картинке.» (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). «Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты, некоторые овощи едят сырыми. Все овощи полезны и для взрослых, и для детей. В них содержится много витаминов». В конце игры можно загадать загадки об овощах.
4. Игры, развивающие моторику рук.
«Повар»
Ребенок имитирует круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
«Веселые маляры»
Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх - вниз, слева - направо.
Мы покрасим этот дом,
Жить Ванюша будет в нем.
«Тук - тук –я стучу»
Ребенок удерживает руку в кулачке и отстукивает по поверхности стола каждое слово потешки.
Тук – тук - я стучу,
Новый столик сколочу!
«Сидит белка на тележке»
Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого.
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке- сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.