Татьяна Крючкова
Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Публикация «Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Представление людей о себе соответствуют реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет при адекватной самооценке. Такие люди правильно указывают на свои плюсы и минусы. От развитости оценочных способностей зависит адекватность самооценки. Их нужно развивать на ранних стадиях становления самооценки.
Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Дошкольники с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе в основном отрицательные качества.
Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие, положительные качества, часто переоценивают себя. Они высокомерны, бестактны, самоуверенны, не слушают мнения других людей. Такие качества отрицательно воспринимаются сверстниками.
Самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием внешних факторов, плохо поддается коррекции. Неустойчивая самооценка динамична, ее можно корректировать. Самооценка старшего дошкольника неустойчива и хорошо поддается коррекции.
Самооценка бывает абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная– отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.
Самооценка связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Уровень притязаний личности – это «стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью».
При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же - является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка.
На развитие самооценки влияет множество факторов. Самым главным фактором является семья. Родившийся ребенок не имеет представления о себе и окружающим мире, о том, как надо себя вести, у него нет критерия самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на оценки, данные ему. До 5-6 лет его самооценка формируется исключительно под воздействием той информации, которую он получает в семье. Родители оценивают ребенка через слово, интонацию, мимику, жесты. В этот период ребенок не сравнивает себя с другими.
Другие факторы начинают влиять на самооценку ребенка посещающего детское дошкольное учреждение. Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Дети с адекватным уровнем самооценки справляются с неудачами и трудностями легко. Дети с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается переживаниями. Ребенок, через общение с другими, познает их, а через них и себя. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами, но с возрастом адекватность самооценки повышается. С возрастом происходит переход к более обобщенной самооценке.
Межличностные отношения оказывают большое влияние на развитие самооценки. Недостаток общения способствует плохому развитию оценочных способностей и неправильному формированию самооценки, т. е. человек не умеет видеть свои недостатки.
Общаясь, ребенок может увидеть свои плюсы и минусы, формируя и корректируя свою самооценку.
Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития.
В старшем дошкольном возрасте можно выделить четыре условия, влияющие на развитие самосознания :
- опыт общения ребенка с родителями;
- опыт общения со сверстниками;
- индивидуальный опыт общения;
- умственное развитие ребенка.
К старшему дошкольному возрасту более устойчивый характер приобретают знания, полученные в процессе деятельности. В этот период собственная оценка себя сопоставляется с мнением окружающих. Если нет значительных расхождений с собственными представлениями о себе и своих возможностях, то оценка со стороны принимается. Собственный опыт дошкольника еще не богат и оценка себя бывает ошибочна.
Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является важным условием развития самооценки и самосознания в дошкольном возрасте. Под индивидуальным опытом, мы имеем в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.
С помощью индивидуального опыта в конкретной деятельности ребенок определяет наличие у себя определенных качеств, умений, возможностей. Мнение окружающих не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Успех или неуспех в определенной деятельности является критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей. Ребенок постепенно начинает понимать границы своих возможностей путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни.
В старшем дошкольном возрасте личный опыт осознается частично и происходит непроизвольная регуляция своего поведения. Знания, в процессе общения с окружающими людьми, менее конкретны и более эмоционально окрашены, чем знания полученные ребенком на индивидуальном опыте.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать и ориентироваться в своих переживаниях.
Самооценку можно понимать как личностное образование, которое регулирует деятельность и поведение. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Важным новообразованием в дошкольном возрасте является соподчинение мотивов.
В дошкольном возрасте происходит соподчинение мотивов и образуется иерархия мотивов, которая придает определенную направленность всему поведению. В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей с окружающими : они сами оценивают свои поступки, определяют свое отношение к чему-либо. У дошкольника формируется самосознание - понимание того, что он собой представляет, какие у него есть качества, осознается отношение к нему со стороны окружающих и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке.
У ребенка к концу старшего дошкольного возраста формируется его самосознание, способность к самооценкам своих поступков, действий, переживаний.