Лучший педагог года

Формирование сенсорных эталонов у детей 5–7 лет с задержкой психического развития с помощью системы EduPlay

Юлия Забабурина
Формирование сенсорных эталонов у детей 5–7 лет с задержкой психического развития с помощью системы EduPlay

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «EduPlay»

Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей 5–7 лет с задержкой психического развития с помощью системы EduPlay» размещена в разделах

Аннотация: Автор рассматривает сенсорные эталоны, их роль и значение для детей с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития). В статье обозначены особенности формирования сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития и обоснована необходимость использования в работе с детьми информационных компьютерных технологий (в частности системы EduPlay) по формированию сенсорных эталонов.

Ключевые слова: задержка психического развития, сенсорные эталоны, развивающая компьютерная система EduPlay.

Zababurina Yulia Vladimirovna

The teacher - the speech pathologist

Municipal state preschool educational institution the city of Novosibirsk "Kindergarten No. 484 "

FORMATION OF TOUCH STANDARDS AT CHILDREN OF 5 - 7 YEARS WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT BY MEANS OF THE DEVELOPING COMPUTER EDUPLAY SYSTEM

Summary : The author considers touch standards, their role and value for children with standard development and with limited opportunities of health (a delay of mental development). In article features of formation of touch standards at children with a delay of mental development are designated and need of use for work with children of information computer technologies (in particular EduPlay systems) on formation of touch standards is proved.

Keywords : a delay of mental development, touch standards, the developing computer EduPlay system.

Развитие ребенка – это совокупность зрительных, слуховых и осязательных ощущений, которые создают условия для возникновения у детей поисковой деятельности, что, в свою очередь, способствует познанию ими окружающего мира[1]. Этот комплекс ощущений лежит в основе формирования сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, являются базой для формирования психического и физического развития ребенка. А наиболее благоприятным периодом для формирования сенсорных эталонов является, как раз, дошкольный возраст.

Согласно исследованиям отечественных педагогов и психологов (Л. С. Выготский, О. В. Защеринская, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, Н. Ю. Борякова, Е. А. Стребелева и др.) в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдается замедление темпа психического и физического развития. Подобное нарушение В. В. Лебединский характеризует «отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, незрелостью мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладанием игровых интересов» [3, с. 54].

Дети с задержкой психического развития обладают комплексом специфических особенностей, которые не только замедляют общий темп развития, но и обеспечивают его своеобразие, затрудняя формирование сенсорных эталонов, при помощи которых ребенок познает окружающий мир.

Развитие сенсорных эталонов у ребенка с задержкой психического развития существенно отстает по своим срокам от нормативного развития и, при этом, сенсорные эталоны характеризуются следующими особенностями:

-снижение объема, замедленность процесса переработки и фрагментарность воспроизведения воспринимаемой информации;

-импульсивность и хаотичность ориентировочно-поисковой деятельности;

-нарушение зрительно-моторной координации, кинетических и кинестетических ощущений;

-повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов, которая затрудняет активное восприятие информации. [2]

Кроме того, дети 5-7 лет с задержкой психического развития с трудом усваивают и понимают новый, незнакомый им материал. А, чтобы они научились быть любознательными, внимательными и активными, лучше усвоили новый для них материал, при их обучении можно использовать информационные компьютерные технологии, а в частности интерактивную систему EduPlay, автором и разработчиком которой является израильская компания Edu-Consulting.

На сегодняшний день существует множество взглядов на использование компьютерных технологий в работе с детьми. У данного направления работы есть как противники, так и сторонники. На наш взгляд, использование информационных компьютерных технологий при обучении детей с задержкой психического развития способствует формированию у них познавательной и коммуникативной активности, повышает уровень восприятия нового материала, способствует развитию высших психических функций.

Система EduPlay это уникальное сочетание дидактических пособий Дьенеша, Кьюизинера, Ж. Пиаже и программного обеспечения, позволяющее создать положительную и обогащающую развивающую предметно – пространственную среду. Мультимедийная среда EduPlay и разнообразные задания способствуют формированию сенсорных эталонов, развитию творческого мышления, умения преодолевать трудности и решать поставленные проблемы, зрительной и слуховой памяти, пониманию причинно-следственных связей, развитию зрительно – моторной координации, любознательности, коммуникативной и познавательной активности.

Все задания по формированию сенсорных эталонов выполняются на двух уровнях:

-на первом уровне дети исследуют и знакомятся с сенсорными эталонами в игровой деятельности с использованием различных дидактических пособий;

-на втором уровне дети взаимодействуют как с программным обеспечением, так и с дидактическими материалами, с целью закрепления сенсорных эталонов.

Система EduPlay не просто учитывает все аспекты гармоничного и разностороннего развития ребенка с задержкой психического развития, но и позволяет педагогу настраивать и подбирать виды деятельности с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка.

Перед началом работы по данной системе нами была проведена оценка уровня сформированности сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития. В результате которой выяснилось, что сенсорные эталоны у детей сформированы на низком уровне. Дети путали цвета, геометрические фигуры, размер предметов, не могли соотнести реальный предмет с плоскостным изображением этого предмета, собрать разрезную картинку. Вследствие специфических закономерностей развития дети затруднялись в классификации предметов по цвету, форме и величине, не могли быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, одновременно удерживать в поле зрения несколько предметов. Именно поэтому и возникла необходимость в разработке системы коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у детей.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития были определены цель и задачи. Целью системы коррекционно-развивающей работы является формирование сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.

Задачи коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития :

1. Создать благоприятный психоэмоциональный климат в группе.

2. Обеспечить каждому ребенку адекватный для него темп и способ усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.

3. Развивать умение сравнивать предметы по длине, высоте, ширине и раскладывать их в ряд в порядке возрастания и убывания.

4. Формировать умение детей различать основные цвета спектра, геометрические фигуры, размеры предметов.

Была разработана система коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у детей с 5-7 лет с задержкой психического развития, которая состоит из 2 частей:

1) Специально организованные коррекционные занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с помощью системы EduPlay.

2) Компьютерные презентации по формированию сенсорных эталонов у детей для воспитателей и родителей.

Работа по формированию сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития строится по следующим направлениям:

а) Знакомство с основными пространственными направлениями,

б) Геометрические фигуры,

в) Цвета и пространственная ориентация,

г) Бабочки,

д) Целое и части.

Прежде чем освоить основные пространственные направления, необходимо познакомить детей с клавиатурой Eduplay. Клавиатура состоит из 6 больших кнопок, которые подсвечиваются при каждом нажатии: четыре кнопки со стрелками «вправо», «влево», «вверх», «вниз», красная кнопка и кнопка «Памуди» (главный герой). После того, как дети научились создавать клавиатуру на экране, познакомились с главным героем, освоили все кнопки на клавиатуре, мы приступили к освоению основных пространственных представлений: право – лево, верх – низ. В первом задании перед детьми на экране появлялась клавиатура, компьютер озвучивал название направления, затем на экране загоралась соответствующая этому направлению кнопка и детям предлагалось нажать соответствующую кнопку на клавиатуре EduPlay. Если ребенок правильно выполнял задание, то с соответствующей кнопки виртуальной клавиатуры взлетала бабочка. Во втором задании перед детьми также на экране появлялась клавиатура, компьютер озвучивал название направления, затем на экране загоралась соответствующая этому направлению кнопка и детям предлагалось нажать соответствующую кнопку на клавиатуре EduPlay. Если ребенок правильно выполнял задание, то на соответствующей кнопке виртуальной клавиатуры появлялась стрелка и улетала в заданном направлении. В третьем задании с помощью кнопок со стрелками на клавиатуре EduPlay ребенку предлагалось переместить воздушный шар к острову и приземлить его в нужном месте.

После того, как дети освоили основные пространственные направления, необходимо перейти к освоению геометрических фигур. Для этого используется тематический модуль «Целое и части. Геометрические фигуры». Данный модуль предполагает три основных этапа работы:

1)Работа с дидактическими материалами,

2)Работа с блокнотами с заданиями и дидактическими материалами,

3)Работа с программным обеспечением с использованием дидактических материалов в соответствующих программах.

На первом этапе следует взять голубой пластиковый коврик, 12 геометрических фигур, разместить все фигуры на коврике и позволить детям поиграть с ними.

На втором этапе детям показываются карточки с заданием, на которых изображены одна или несколько геометрических фигур, и им предлагается найти такие же фигуры среди фигур, разложенных на коврике.

На третьем этапе необходимо перейти к работе с программным обеспечением с использованием дидактических материалов. Здесь лучше всего играть в такие игры, как «Найди фигуру», «Найди фигуру и раскрась ее», «Творческое моделирование». В игре «Найди фигуру» детям нужно запомнить геометрическую фигуру, которая на короткое время появляется на экране, и найти ее среди фигур на столе. В игре «Найди фигуру и раскрась ее» на экране монитора появляется частично раскрашенная картинка. Детям предлагается найти все фигуры и раскрасить их. В игре «Творческое моделирование» детям вначале предлагается придумать и создать картинку на пластиковом коврике с помощью дидактических материалов, а потом воссоздать эту картинку на экране.

После того, как дети 5-7 лет с задержкой психического развития освоят геометрические фигуры, следует перейти к освоению цветов. Для этого используется тематический модуль «Цвета и пространственная ориентация». В данный тематический модуль входят следующие дидактические материалы:

-синий рабочий пластиковый коврик,

-разноцветные кубики,

-блокноты с заданиями,

-рабочие листы.

Работа с этим тематическим модулем также подразумевает три этапа работы:

1)Работа с дидактическими материалами и выполнение дополнительных видов деятельности по теме.

2)Выполнение заданий с использованием блокнотов с заданиями и дидактических материалов.

3)Работа с программным обеспечением с использованием дидактических материалов.

На сегодняшний день работа по формированию сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития находится в стадии апробации. Но уже на данном этапе заметны следующие результаты. У детей 5-7 лет с задержкой психического развития :

-повысилась познавательная активность и мотивация к занятию (на 10%,

-на 7 % повысился уровень зрительного внимания и зрительной памяти.

Библиографический список:

1. Защеринская О. В. Психология детей с ЗПР. - М. : Академия, 2006. – 200 с.

2. Кондратьева С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития. – СПб. : Детство – Пресс, 2011. – 100 с.

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. : Академия, 2003. – 80 с.

4. Электронные ресурсы:

-по системе EduPlay : www.innovatika.pro;

-по сенсорному воспитанию детей с задержкой психического развития : https://festival.1september.ru; https://www.maam.ru; https://nsportal.ru.

Публикации по теме:

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Дидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возрастаДидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Хочу вам рассказать,как интересно и увлекательно можно закрепить цвет,величину,размер,название геометрических фигур. Я.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие сенсорных эталонов с помощью счетных палочек у детей раннего возрастаРазвитие сенсорных эталонов с помощью счетных палочек у детей раннего возраста Развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) с помощью счетных палочек у детей раннего возраста. Особая важность сенсорного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорных эталонов у детей 5–7 лет с задержкой психического развития с помощью системы EduPlay
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 17:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД