МААМ-картинки

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Валентина Дудорова
Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна

Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Анализ литературы и собственные многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что у детей с общим недоразвитием речи имеются специфические особенности лексической стороны речи. Нарушения формирования лексики проявляется у них в недостаточным объёме словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей. Дети не могут выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному признаку. Особенно трудно детям подбирать синонимы и антонимы.

Публикация «Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Стремление к эффективному решению задачи формирования синонимии и антонимии у детей с общим недоразвитием речи, а также отсутствие оптимальных средств для её достижения привело нас к необходимости составления системы работы по формированию синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

При разработке системы работы мы учитывали особенности формирования синонимии и антонимии, семантических полей у детей с ОНР, взаимосвязь между речевыми нарушениями и закономерностями психического развития. Р. Е. Левина подчёркивала, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми нарушениями характерно недостаточное развитие внимания, памяти и словесно - логического мышления.

Результатом нашей работы стало

• составление картотеки методической литературы по вопросу формирования синонимии и антонимии у дошкольников,

• методических рекомендаций для проведения обследования детей,

• составление словаря синонимов и антонимов по всем лексическим темам,

• систематизация приемов формирования синонимии и антонимии у дошкольников,

• составление алгоритма работы по формированию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР.

Дети зарисовывали синонимические и антонимические пары, был собран альбом «Синонимы и антонимы глазами детей», который в дальнейшем стал методическим пособием.

Были составлены рекомендации по работе с синонимами и антонимами в каждом периоде обучения

В первом периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) соотносятся с соответствующей карточкой – символом. Дети знакомятся со смысловым содержанием понятий «синонимы» и «антонимы» (сентябрь)

Преобладающими приемами работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде являются подбор синонимов и антонимов к изолированному слову и составление словосочетаний со словами синонимической (антонимической) пары.

В работе используются «упражнения – поручения» (Покажи на картинке грустного мальчика. Нарисуй высокое дерево и т. п.). Таким образом уточняется пассивный словарь детей.

Игры на развитие внимания, памяти, словесно – логического мышления включаются в работу по формированию синонимии и антонимии у детей ежедневно.

Перечисленные виды работы проводятся как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Логопед дает задания и упражнения на закрепление синонимических (антонимических) пар воспитателям и родителям.

Во втором периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядно - словесной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) подбираются с опорой и без опоры на карточки – символы.

Преобладающими приемами работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде являются использование синонимов и антонимов при составлении предложений.

Игры на развитие внимания, памяти, словесно – логического мышления включаются в работу по формированию синонимии и антонимии у детей ежедневно.

Перечисленные виды работы проводятся как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Логопед дает задания и упражнения на закрепление синонимических (антонимических) пар воспитателям и родителям.

В третьем периоде обучения игры и упражнения проводим на вербальной основе. Синонимы и антонимы в основном подбираем без опоры на карточки – символы.

Преобладающими приемом работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде является использование синонимов и антонимов при составлении рассказов, при пересказах.

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, проводим с детьми ежедневно.

Работа по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР проводим на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.

Логопед дает воспитателям и родителям задания на закрепление синонимических и антонимических пар.

Ежегодно результаты обследование уровня развития лексики у детей к концу года выявляют значительное улучшение состояние словаря синонимов и антонимов; динамика обучения показала эффективность разработанной системы работы по формированию синонимии и антонимии. Дети в большинстве случаев правильно подбирают слова, похожие по значению, противоположные по значению, различают их на слух. Улучшается словесно – логическое мышление у детей. При составлении рассказов, при пересказе дети быстрее находят нужные слова, т. е. можно сказать, что работа по формированию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР влияет на развитие речи в целом.

Список использованной литературы:

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников, С. – П., «Союз», 2004.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С. – П., «Союз», 2001.

3. Струнина Е. М., Ушакова О. С. Влияние словарной работы на связность речи. // Дошкольное воспитание, 1989, № 2.

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации Тема проекта: «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации».

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование речевой и познавательной активности детей с общим недоразвитием речи Упражнения, дидактические игры МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. Геленджик Подготовительная группа «Паруса» № 15 Подготовил: воспитатель Варлашова.

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей.

Профилактика дисграфии посредством игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи С введением ФГОС дошкольное образование стало I уровнем общего образования. Поэтому требования к выпускникам ДОУ возросли. Что бы помочь.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 17:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД