Людмила Колпакова
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к семинару
«Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Провела: учитель – логопед Колпакова Л. Л.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Колосок»
Октябрьского района г. Саратова
Саратов 2014 г
Под нарушением слоговой структуры слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Публикация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Ряд авторов (Т. А. Ткаченко, Т. Г. Егорова, Н. Х. Швачкина) утверждает, что слоговая структура с тремя её составляющими – фонетикой, лексикой, грамматикой – занимает особое место в системе языка. С одной стороны, это несомненно часть произносительной стороны речи – фонетики, но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников. Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне. По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры слова и на грамматический строй языка.
Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием, а также считает, что несмотря на системные связи фонетики, лексики и грамматики каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности, в частности, воспроизведение языковой структуры слова опирается на рядообразование.
По мнению Т. А. Ткаченко, нарушение слоговой структуры слова можно использовать как ключ к дифференциальной диагностике дошкольников с проблемами в развитии. Именно нарушение слоговой структуры слова является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребёнка. А отсутствие искажения слогового состава слова позволяет усомниться в этом.
Типы нарушений слоговой структуры слова.
- Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (сипед).
- Инертное застревание на каком-либо слоге (вввводичка или ва-ва-водичка).
- Уподобление одного слога другому (мимидор вместо помидор).
- Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (дупело вместо дупло).
- Нарушение последовательности слогов в слове (чимхистка вместо химчистка).
- Слияние частей слов или слов в одно (персин- персик и апельсин, деволяет – девочка гуляет).
В пособии Н. В. Курдвановской и Л. С. Ванюковой «Формирование слоговой структуры слова» коррекционную работу по слоговой структуре предлагают начинать в такой последовательности.
Последовательность отработки слоговой структуры слова :
звукоподражания;
двухсложные слова из открытых слогов;
трехсложные слова из открытых слогов;
односложные слова из закрытых слогов;
двухсложные слова из закрытых слогов;
двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытом слогом;
двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;
двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;
трехсложные слова с закрытым слогом;
трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;
односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;
двухсложные слова с двумя стечениями ;
трехсложные слова с двумя стечениями;
четырехсложные слова из открытых слогов;
пятисложные слова из открытых слогов;
четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями;
пятисложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями;
слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).
Несформированность слоговой структуры у детей с ОНР имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи.
1 уровень – звуковое оформление речи очень нечёткое и нестабильное, дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ав ; би-би). В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов.
2 уровень – детям доступно воспроизведение односложных и двусложных слов, состоящих из прямых слогов. Затруднение вызывает произнесение одно- и двусложных слов со стечением согласных. Характерная черта этого уровня – полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Дети в своей речи используют слова только в И. п.
3 уровень – зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со сложной слоговой структурой, однако этот процесс идёт трудно, о чём свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.
1) Основная задача логопедического воздействия на первом этапе заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Словарь существительных должен состоять из названия игрушек, частей тела, домашнего обихода. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, совершаемых ребёнком самостоятельно (спит, ест, сидит, стоит, бежит, прыгает, катает, гуляет и т. д.)
2) Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми – потребность подражать слову взрослого. Первоначально ребёнка тренируют в произнесении ряда гласных с постепенным наращиванием их количества (ау, ауи, ауиэ). Затем учат звукоподражаниям (ам, му, ко-ко, цепочка которых увеличивается. Далее – повторение слогов со сменой гласного и согласного (му-ку, му-ма). Параллельно проводятся игры на основе подражания действиям с предметами, игрушками «Сделай, как делаю я», «полетели, как птички», «поскакали, как зайки». Учитель-логопед пробует вызывать наиболее простые звуки (б, м, к, г, д’, т’). Ребёнок учится произносить слоги в различной тональности (тихо – громко, быстро – медленно). В итоге логопедической работы на этом этапе дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.
3) На этом этапе прежде всего необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трёхсложных слов. Вначале допустимо проговаривание только ударного слога, в дальнейшем необходимо научить ребёнка воспроизводить слова из двух слогов. Не рекомендуется исправлять звукопроизношение, поскольку это может стать причиной речевого негативизма. Только после того, как дети овладеют произношением двух- и трёхсложных слов, начинается работа по коррекции звукопроизношения. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов. К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трёхсложных слов.
4) Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учётом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением согласных следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).
5) Постепенно усвоенные ранее слова можно вводить во фразу. С опорой на предметные и несложные сюжетные картинки проводится заучивание двустиший. Важно, чтобы дети понимали содержание текстов, для чего логопед ставит соответствующие вопросы.
Важные условия при работе над слоговой структурой слова.
Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова.
Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения, мы предлагаем отвести этой патологии особое место как при обследовании дошкольника, так и в процессе коррекции речи.
Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи.
Мы предлагаем рассматривать нарушение слоговой структуры как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствуют о наличии общего недоразвития речи.
Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков, преодолению которого мы предлагаем отвести ведущее место в системе коррекционных упражнений.
Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения.
Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является авторская специальная символика.