Лучший педагог года

Формирование слоговой структуры слова в ДОУ

Елена Кабаева
Формирование слоговой структуры слова в ДОУ

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ДОУ.

Процесс формирования слоговой структуры это достаточно обширный вид работы. Как и любой другой вид деятельности имеет свою последовательность.

1. Подготовительный этап «Формирование предпосылок к овладению

слоговой структуры слова».

На этом этапе работа ведется по двум направлениям:

- формирование временно-пространственных представлений,

- формирование слухового восприятия и чувства ритма.

Публикация «Формирование слоговой структуры слова в ДОУ» размещена в разделах

Эти направления работы служат основой и имеют существенное значение для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.

Приемы работы.

Можно использовать задания на копирование движений педагога; на чередование предметов по цвету, форме, величине; игру на инструментах в определенном ритме; пальчиковую и артикуляционную гимнастику.

2. Основной этап «Формирование звуко - слогового состава слов»

1. Воспроизведение звуков и слогов : Работа начинается с восприятия и воспроизведения рядов гласных звуков.

Затем дети учатся:

- проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па);

- воспроизводить цепочки слогов с разными гласными и согласными звуками (па-по-пу, па-та-ка);

- воспроизводить слоги со стечением согласных (та - кта, по - пто); - проговаривать слоговые сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (та - да);

- проговаривать слоговые сочетания с гласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (та-тя);

- различать и проговаривать слова, близкие по слоговому составу (бок-бакбык).

Приемы работы. Все слоги и слова проговариваются с разной силой, интонацией, ударением. В качестве материала можно использовать бусины, кубики, мозаику, карандаши, палочки.

От проговаривания слогов переходим далее к работе над словами.

2. Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры.

При осуществлении данного этапа целесообразно учитывать уровень сложности различных слов, т. е. опираться на классы слов с различными типами слогов. Работу следует начинать со слов с максимально простой слоговой структурой и с доступными для произнесения звуками.

1 класс – двухсложные слова из двух открытых слогов : мама, папа, баба, Тата, муха, вата.

2 класс – трехсложные слова из открытых слогов : панама, канава, минута, копыто, полено.

3 класс – односложные слова : мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.

4 класс – двухсложные слова с одним закрытым слогом : каток, ее ник, петух, венок, туман.

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова : тыква, кофта, кепка.

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом : котенок, пуле мет, теленок, патефон.

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом : памятник.

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова : кнут, танк.

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова : лифт, зонт.

13 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.

14 класс – четырехсложные слова из открытых слогов : паутина черепаха, пианино.

Приемы работы. Все слова отрабатываются изолированно и в предложениях.

Осуществляя работу на данном этапе можно использовать следующие игры:

«Закончи слово» : ру. (ка) – рука, му. (ха) – муха.

«Один-много» : кошка – кошки, утка – утки.

«Чего не стало?» : помидора, лимона.

«Назови ласково» : панама-панамка, малина-малинка.

«Узнай по описанию» : круглый, красный – (помидор).

«Что лишнее?» : майка, кофта, чашка.

«Раздели на слоги» : ко-ро-ва, па-на-ма.

«Что запомнил?» : назвать предметы с наглядной опорой и без нее.

«Закончи предложение» : После весны наступает (лето).

3. Заключительный этап «Автоматизация в речи слов

различной слоговой структуры».

На этом этапе ведется работа над словами любой структурной сложности. Осуществляется автоматизация и дифференциация слов различной слоговой структуры. Все слова включаются в словосочетания и предложения.

Приемы работы.

На данном этапе можно использовать следующие упражнения.

Заучивание чистоговорок: Са-са-са на носу оса.

«Скажи наоборот» : старая панама – новая панама.

«Составь предложение» (по картине).

«Исправь ошибку» : Катя ужалила осу.

«Профессии» : Доктор лечит людей.

«Что ты делаешь?» : Я поливаю цветы.

«Что забыл нарисовать художник?»

Вся работа по формированию слоговой структуры слова осуществляются последовательно, начиная с первого этапа и заканчивая автоматизацией в речи слов различной слоговой структуры.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова в ДОУ
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 10:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД