Елена Кабаева
Формирование слоговой структуры слова в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ДОУ.
Процесс формирования слоговой структуры это достаточно обширный вид работы. Как и любой другой вид деятельности имеет свою последовательность.
1. Подготовительный этап «Формирование предпосылок к овладению
слоговой структуры слова».
На этом этапе работа ведется по двум направлениям:
- формирование временно-пространственных представлений,
- формирование слухового восприятия и чувства ритма.
Публикация «Формирование слоговой структуры слова в ДОУ» размещена в разделах
Эти направления работы служат основой и имеют существенное значение для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.
Приемы работы.
Можно использовать задания на копирование движений педагога; на чередование предметов по цвету, форме, величине; игру на инструментах в определенном ритме; пальчиковую и артикуляционную гимнастику.
2. Основной этап «Формирование звуко - слогового состава слов»
1. Воспроизведение звуков и слогов : Работа начинается с восприятия и воспроизведения рядов гласных звуков.
Затем дети учатся:
- проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па);
- воспроизводить цепочки слогов с разными гласными и согласными звуками (па-по-пу, па-та-ка);
- воспроизводить слоги со стечением согласных (та - кта, по - пто); - проговаривать слоговые сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (та - да);
- проговаривать слоговые сочетания с гласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (та-тя);
- различать и проговаривать слова, близкие по слоговому составу (бок-бакбык).
Приемы работы. Все слоги и слова проговариваются с разной силой, интонацией, ударением. В качестве материала можно использовать бусины, кубики, мозаику, карандаши, палочки.
От проговаривания слогов переходим далее к работе над словами.
2. Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры.
При осуществлении данного этапа целесообразно учитывать уровень сложности различных слов, т. е. опираться на классы слов с различными типами слогов. Работу следует начинать со слов с максимально простой слоговой структурой и с доступными для произнесения звуками.
1 класс – двухсложные слова из двух открытых слогов : мама, папа, баба, Тата, муха, вата.
2 класс – трехсложные слова из открытых слогов : панама, канава, минута, копыто, полено.
3 класс – односложные слова : мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
4 класс – двухсложные слова с одним закрытым слогом : каток, ее ник, петух, венок, туман.
5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова : тыква, кофта, кепка.
6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом : котенок, пуле мет, теленок, патефон.
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом : памятник.
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова : кнут, танк.
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова : лифт, зонт.
13 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.
14 класс – четырехсложные слова из открытых слогов : паутина черепаха, пианино.
Приемы работы. Все слова отрабатываются изолированно и в предложениях.
Осуществляя работу на данном этапе можно использовать следующие игры:
«Закончи слово» : ру. (ка) – рука, му. (ха) – муха.
«Один-много» : кошка – кошки, утка – утки.
«Чего не стало?» : помидора, лимона.
«Назови ласково» : панама-панамка, малина-малинка.
«Узнай по описанию» : круглый, красный – (помидор).
«Что лишнее?» : майка, кофта, чашка.
«Раздели на слоги» : ко-ро-ва, па-на-ма.
«Что запомнил?» : назвать предметы с наглядной опорой и без нее.
«Закончи предложение» : После весны наступает (лето).
3. Заключительный этап «Автоматизация в речи слов
различной слоговой структуры».
На этом этапе ведется работа над словами любой структурной сложности. Осуществляется автоматизация и дифференциация слов различной слоговой структуры. Все слова включаются в словосочетания и предложения.
Приемы работы.
На данном этапе можно использовать следующие упражнения.
Заучивание чистоговорок: Са-са-са на носу оса.
«Скажи наоборот» : старая панама – новая панама.
«Составь предложение» (по картине).
«Исправь ошибку» : Катя ужалила осу.
«Профессии» : Доктор лечит людей.
«Что ты делаешь?» : Я поливаю цветы.
«Что забыл нарисовать художник?»
Вся работа по формированию слоговой структуры слова осуществляются последовательно, начиная с первого этапа и заканчивая автоматизацией в речи слов различной слоговой структуры.