Получи документы

Формирование социальной адаптации у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Овчаренко Юлия Александровна
Формирование социальной адаптации у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире людей — и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей.

Публикация «Формирование социальной адаптации у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ведь именно в детстве закладывается основа личности человека. Развиваясь, ребенок усваивает формы поведения, благодаря которым, он становится маленьким членом большого человеческого общества. В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций тоже снижают коммуникативные возможности детей данного возраста. Также на результативность развивающей работы с ребенком влияют собственные, личностные установки детей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ним и с окружающим миром. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, изменение личностных установок, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами работы воспитателя детского сада, что является обоснованным и запросами педагогов старших и подготовительных групп ДОУ.

Для успешной развивающей работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал. План содержит 8 развивающих занятий. Каждое занятие имеет самостоятельную основу и при необходимости может повторяться, что в целом способствует более успешному усвоению материала. Они по содержанию и целям направлены на формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей.

Для занятий разработан необходимей картинный дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал.

Цель занятий заключается в создании благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников, формировании и закреплении положительных установок в сознании детей, использование их в практической жизни.

Задачи цикла занятия

1. Выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценка их эмоциональных состояний для более гибкого маневрирования воспитателя во время проведения занятий.

2. Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, формирование толерантного отношения к окружающему миру.

3. Воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях.

4. Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их,

5. Развитие творческих способностей и улучшение всех познавательных процессов и речи детей.

6. Развитие мимики и пантомимики,

7. Развитие тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений.

Примерная структура коррекционно-развивающих занятий

1. Дыхательные и релаксационные упражнения, способствующие снятию напряжения, проводятся после приветствия детей на каждом занятии.

2. Упражнения для профилактики и развития координации движений.

3. Коррекционно-развивающие занятия с элементами эмоционального тренинга (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных’ эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами; мимикой, пантомимикой, изобразительными средствами).

4. Графические упражнения,

5. Развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи.

6. Формирование нравственной культуры детей, умения «слушать» и «слышать», принимать себя и других людей.

Предлагаемые совместные занятия являются комплексными и по поставленным задачам, и по используемым средствам коррекционно-развивающей работы. После проведения занятий педагог, в группе используя газету «Правила нашей группы», может продолжить закрепление знаний детей в жизни группы. Занятия проводятся в начале учебного года.

Темы замятий

1. «Радость».

2. «Радость и печаль».

3. «Злость. Какого цвета эмоции?»

4. «Какого цвета эмоции?»

5. «Правила поведения в гостях».

6. «Моя семья»,

7. «Удивление, Правила нашей группы».

8. «Правила нашей группы».

С учетом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы продолжительность, структура, объем и содержание занятий могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаться к конкретной ситуации.

Введение этой работы в образовательный процесс обусловлено

также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

После проведения развивающих занятий микроклимат в группе значительно изменится в положительную сторону, закрепятся положительные установки взаимодействия в повседневной жизни, улучшатся коммуникативные способности дошкольников.

Эффективность работы возрастает только при плодотворной работе всех специалистов, и, конечно же, при наличии эмоционального сопереживания и контакта с родителями. В процессе работы мы поняли, что детям нужна наша любовь и принятие их такими, какие они есть. Родители увидели блеск в глазах детей, уверенность в своих возможностях. Когда ребенок находится в гармоничном; равновесии с самим собой, а его внутреннее состояние окрашено положительными эмоциями, он знает, что справится с любыми трудностями — это придает ему уверенности.

Литература

1. Плоткин М. М. Еще раз о социализации, - Педагогика,2005,№4,с. 115

2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М. : Просвещение, 2005.-272с.

3. Иванова Л. В. К вопросу о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. В. Иванова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 60–63.

4. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2009.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной адаптации у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 марта 2023 в 13:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальной адаптации у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Овчаренко Юлия Александровна (УИ 214752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД