Овчаренко Юлия Александровна
Формирование социальной адаптации у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире людей — и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей.
Публикация «Формирование социальной адаптации у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Ведь именно в детстве закладывается основа личности человека. Развиваясь, ребенок усваивает формы поведения, благодаря которым, он становится маленьким членом большого человеческого общества. В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций тоже снижают коммуникативные возможности детей данного возраста. Также на результативность развивающей работы с ребенком влияют собственные, личностные установки детей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ним и с окружающим миром. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, изменение личностных установок, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами работы воспитателя детского сада, что является обоснованным и запросами педагогов старших и подготовительных групп ДОУ.
Для успешной развивающей работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал. План содержит 8 развивающих занятий. Каждое занятие имеет самостоятельную основу и при необходимости может повторяться, что в целом способствует более успешному усвоению материала. Они по содержанию и целям направлены на формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей.
Для занятий разработан необходимей картинный дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал.
Цель занятий заключается в создании благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников, формировании и закреплении положительных установок в сознании детей, использование их в практической жизни.
Задачи цикла занятия
1. Выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценка их эмоциональных состояний для более гибкого маневрирования воспитателя во время проведения занятий.
2. Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, формирование толерантного отношения к окружающему миру.
3. Воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях.
4. Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их,
5. Развитие творческих способностей и улучшение всех познавательных процессов и речи детей.
6. Развитие мимики и пантомимики,
7. Развитие тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений.
Примерная структура коррекционно-развивающих занятий
1. Дыхательные и релаксационные упражнения, способствующие снятию напряжения, проводятся после приветствия детей на каждом занятии.
2. Упражнения для профилактики и развития координации движений.
3. Коррекционно-развивающие занятия с элементами эмоционального тренинга (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных’ эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами; мимикой, пантомимикой, изобразительными средствами).
4. Графические упражнения,
5. Развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи.
6. Формирование нравственной культуры детей, умения «слушать» и «слышать», принимать себя и других людей.
Предлагаемые совместные занятия являются комплексными и по поставленным задачам, и по используемым средствам коррекционно-развивающей работы. После проведения занятий педагог, в группе используя газету «Правила нашей группы», может продолжить закрепление знаний детей в жизни группы. Занятия проводятся в начале учебного года.
Темы замятий
1. «Радость».
2. «Радость и печаль».
3. «Злость. Какого цвета эмоции?»
4. «Какого цвета эмоции?»
5. «Правила поведения в гостях».
6. «Моя семья»,
7. «Удивление, Правила нашей группы».
8. «Правила нашей группы».
С учетом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы продолжительность, структура, объем и содержание занятий могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаться к конкретной ситуации.
Введение этой работы в образовательный процесс обусловлено
также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
После проведения развивающих занятий микроклимат в группе значительно изменится в положительную сторону, закрепятся положительные установки взаимодействия в повседневной жизни, улучшатся коммуникативные способности дошкольников.
Эффективность работы возрастает только при плодотворной работе всех специалистов, и, конечно же, при наличии эмоционального сопереживания и контакта с родителями. В процессе работы мы поняли, что детям нужна наша любовь и принятие их такими, какие они есть. Родители увидели блеск в глазах детей, уверенность в своих возможностях. Когда ребенок находится в гармоничном; равновесии с самим собой, а его внутреннее состояние окрашено положительными эмоциями, он знает, что справится с любыми трудностями — это придает ему уверенности.
Литература
1. Плоткин М. М. Еще раз о социализации, - Педагогика,2005,№4,с. 115
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М. : Просвещение, 2005.-272с.
3. Иванова Л. В. К вопросу о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. В. Иванова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 60–63.
4. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2009.