Папки-передвижки

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Юлия Таранникова
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность проблем, связанных с «социальным воспитанием» подрастающего поколения бесспорна. Ведь в дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека, складывается нравственная направленность личности. Ему, этому милому пришельцу, нужно научиться жить среди себе подобных - хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят и ругают.

Публикация «Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию,» размещена в разделах

Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье.

Семья - это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения : переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.

Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства : что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.

Хаос и неразбериха в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи между поколениями. Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы не владеют традициями домашнего семейного воспитания. В настоящее время в молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой несколько раз жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков, к «своим» и к «чужим» детям относятся по - разному. Поэтому можно наблюдать нарушение передачи опыта семейного воспитания. Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится всё больше и больше из-за миграции населения. Многие молодые семьи не состоят в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей выкручиваться совсем неблагородным способом. Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье.

За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев, не с любовью к детям, не для того чтобы передать опыт семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.

Последний экономический кризис - ещё одна причина, которая отрицательно сказалась на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к детям всяческий интерес.

Одно из модных проявлений современности - появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений.

Результатом такого воспитания являются брошенные старики, увеличение числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.

Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия.

В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше - об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.

Коллектив работает по программе «Детство», целью которой является создание условий для развития ценностно-эмоциональной сферы

ребенка, формирования здорового, адекватного поведения в обществе.

В структуре программы одним из разделов является «Социальное поведение», предполагающее формирование модели поведения ребенка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи развитием у ребенка таких качеств как доброжелательность, терпимость в общении, стремление к сотрудничеству, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь.

Считаем, что системная и целенаправленная работа по формированию у детей представлений о семье окажет положительное влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

Одним из важнейших условий решения наших задач будет обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Публикации по теме:

Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации ФГОС в ДО В новый учебный год я, как и многие другие педагоги дошкольных учреждений, вступила в ожидание внедрения Федерального государственного стандарта.

Формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр Социальная активность - совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка: - умственной - в потребности в приобретении.

Формирование социальной компетентности старших дошкольников через проектную деятельность Статья. Формирование социальной компетентности старших дошкольников через проектную деятельность. Сегодня одной из ведущих особенностей.

Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости труда агронома В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности, знакомится с трудом взрослых. В труде формируются его нравственные.

План по самообразованию «Формирование социальной безопасности младших дошкольников» «Формирование социальной безопасности младших дошкольников» В условиях современного общества проблема сохранения жизни и здоровья отдельной.

Развитие любознательности дошкольника, формирование бережного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает любознательность. Она характеризуется стремлением.

Развитие социальной компетентности детей раннего возраста в условиях вариативных форм дошкольного образования За последние несколько лет значительно выросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в дошкольные учрежденияя,.

Умение организовывать самостоятельную деятельность как основа технологической компетентности дошкольника Общее умение организовывать самостоятельную художественную деятельность включает в себя ряд простых организационных умений: определить цель.

Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей. Социальное партнерство ДОУ с родителями по предупреждению школьной дезадаптации. «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться;.

Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГOC Опыт работы показывает, что участие родителей в жизни ДОУ положительно отражается на всех субъектах педагогического процесса. Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.
Опубликовано: 11 августа 2015 в 20:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД