Формирование социокультурной толерантности детей старшего возраста в рамках социально-коммуникативного пространства

Елена Гаврилюк
Формирование социокультурной толерантности детей старшего возраста в рамках социально-коммуникативного пространства

В современном обществе одной из актуальных проблем является воспитание толерантности. Терпимость означает готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним.

Одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта одной из образовательных задач является:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Важная роль в решении данного вопроса отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Социокультурная толерантность - это уважение к достоинству и ценностям другого человека, принятие культуры, истории и ценностей других народов. Дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и её вхождения в социум. Современные российские дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание в ребенке уважения к себе и другим способствует развитию толерантного отношения к людям разных национальностей и культур. Толерантность дошкольника подразумевает:

• умение ребенка осуществлять социальные коммуникации,

• тактичное и уважительное отношение к окружающим людям,

• способность к восприятию многообразия мира.

В качестве одного из факторов формирования социокультурной толерантности детей выступает открытое социально-коммуникативное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада.

Под социально-коммуникативным пространством понимается среда, в которой протекает взаимодействие между людьми и группами людей. Предполагается включение всех субъектов образовательных отношений с привлечением социальных партнеров.

Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. К сожалению, в недавнем времени стали возникать проблемы межличностного взаимодействия у детей относительно расовой принадлежности. Поэтому мы решили обратить особое внимание ан формирование социокультурной толерантности в нашем детском саду.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

У нас уже были организованы музеи «Моя Хакасия» и «Русская изба», в игровых комнатах оформлены центры патриотического воспитания.

Педагоги:

• Педагогические советы «Поликультурное воспитание: школа диалога культур», «Поликультурное воспитание в детском саду …», интересные формы проведения: не только информационный характер, но и практический.

• Совместные выезды по культурно-историческим местам Репсублики Хакасия и Юга Красноярского края (Хакасский республиканский национальный музей- заповедник «Казановка», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Музей под открытым небом «Усть-сос», «Боярская писаница»)

• Разработка программы по поликультурному образованию «Экспресс дружбы» для детей старшего дошкольного возраста и Разработка Рабочей тетради по поликультурному образованию

• Создание музея «Вокруг света» и Разработка экскурсий в музее «Вокруг света»

• Мастер-класс для педагогов «Путешествие юных исследователей» - детское экспериментирование с элементами поликультурного образования

Родители:

• Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Как воспитать толерантного человека»

• Круглый стол «Планета толерантности»

• Интерактивное шоу «Традиции моей семьи»

Дети:

• Экскурсии для детей в музеях детского сада «Русская изба»,

«Моя Хакасия»,

«Вокруг света»

• Организованно-образовательная деятельность: «Как жили предки земли хакасской»

Праздники:

«Защитники земли хакасской»

«Чыл Пазы»

«Встреча с солнцем»

«Рождественские колядки»

«Масленица»

• Беседы: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»

• Конкурс чтецов «Дружат дети на планете»

• Творческая мастерская «Сердечко – символ любви и добра»

• Участие в международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»

• Конкурс костюмов народов мира

• Выставка рисунков «Дружат дети всей земли»

• Фестиваль «Хоровод дружбы»

• Экскурсии для детей в музеях, экскурсии, которые проводят дети подготовительных групп для детей младшего возраста.

Социальные партнеры:

• В рамках программы взаимодействия общеобразовательной школы и ДОУ «Диалог культур» МБОУ «Усть-Есинская СОШ им. М. Г. Торосова» Дефиле хакасских костюмов

• Экскурсия выходного дня в Национальный краеведческий музей

• Выступление представителя хакасского этноса: игра на национальном хакасском инструменте «Хомыс»

• Экскурсии в Детскую библиотеку №9

Силами педагогов, родителей и детей создана фотовыставка «Достопримечательности стран мира».

В дальнейшем мы планируем расширить круг социальных партнеров.

Публикации по теме:

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет.

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возрастаПодвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» Воспитание толерантности как одной.

Трудовое воспитание, как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование социокультурной толерантности детей старшего возраста в рамках социально-коммуникативного пространства
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 11:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

7 декабря. День санок на МААМ

«Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой», – стихотворение Ивана Сурикова «Детство» известно всем и каждому. Не только у Ивана Захаровича детство ассоциировалось,...

Дидактическая игра «Птицы»
Дидактическая игра "Птицы" Данную игру разработали воспитатели группы компенсирующей направленности Кузьмичева М. А. и Ефремова И. С. Цель игры:...
Конспект викторины «Природа вокруг нас!» с детьми подготовительной группы
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей...
Презентация «Уголок сенсорики»
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ­войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир...