Получи документы

Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста

Светлана Елисеева
Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста

Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных форм взаимодействия семьи, детского сада, учреждений культуры и образования.

Б. Шоу:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Так чего же не хватает человеческому обществу?

Публикация «Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наверное, милосердия. Наверное, равных возможностей проявления своего внутреннего потенциала для каждого человека.

Последнее время всё чаще поднимается вопрос о введении инклюзивного образования, в том числе и дошкольного. Это социальная потребность, веяние времени и требование правительства РФ.

В других странах дети с отклонениями в развитии растут рядом со своими здоровыми сверстниками, они не обращают внимания на свой дефект и живут полноценной жизнью, посещают те же заведения, что и здоровые дети. Общество «привыкло» к тому, что среди них есть «особенные» и принимают их на равных.

В нашей же стране традиционно сложилась система организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом.

Наличие в таком подходе ряда положительных условий для коррекции нарушений развития, бесспорно. Но необходимо заметить, что при этом ограничиваются возможности контактов таких детей с нормально развивающимися сверстниками.

Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 среди прочих основной проблемой отмечает, что особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Шагая в ногу со временем, педагогический коллектив детского сада обозначил ряд вопросов готовности учреждения к приему детей с ОВЗ :

1. материально-техническое обеспечение введения инклюзивного образования;

2. создание нормативно-правовой базы;

3. уровень профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ;

4. психологическая готовность воспитанников, педагогов, родительской общественности к принятию детей с ОВЗ.

Проанализировав возможность решения первых двух вопросов, мы пришли к выводу: на сегодняшний день введение инклюзии – сложный, длительный и довольно дорогостоящий процесс, следует учитывать затраты на переоборудование помещений ДОУ, создание нормативной базы, но проблему профессиональной подготовки педагогов и психологической адаптации участников педагогического процесса нам под силу решить уже сейчас.

В 2014-2015 учебном году мы запустили в детском саду проект, который назвали символично «Надежда», в рамках которого проводим мероприятия по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных форм взаимодействия семьи, детского сада, учреждений культуры и образования.

Об этом я хочу рассказать более подробно.

Для достижения цели я выделила пять аспектов организации взаимодействия участников педагогического процесса:

педагог-ребенок (проектная деятельность)

педагог-родитель (консультативная поддержка, включение в образовательный процесс)

родитель-ребенок (общность принципов и взглядов)

педагог-педагог (методические объединения, мастер-классы)

ребенок-ребенок (игровое взаимодействие)

1. Педагог-ребенок, родитель-ребенок, ребенок-ребенок – организация игрового взаимодействия и проектной деятельности.

Самыми яркими и запоминающимся моментами 2014 года стали Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Именно в этот период воспитанники моей группы впервые были озадачены, каким образом людям с ОВЗ удается добиваться таких высоких результатов в спорте?

Это и послужило трамплином для нового направления в моей работе.

В сентябре 2014 года в нашей группе появилась необычная кукла, у нее не было одной ножки. С детьми проводились беседы, о том, почему могло случиться так, что кукла стала инвалидом? Дети сами придумали легенду о том, что Надежда, а именно так зовут нашу куклу, попала в дорожно-транспортное происшествие, долго спорили о том, как можно было предотвратить несчастный случай. Решая эту проблемную ситуацию, дети были вовлечены в первый детский исследовательский проект «Не такие как мы», в рамках которого мы выяснили, какие у людей бывают ограничения по здоровью, в следствии чего это может произойти. В рамках этого проекта дети вспомнили все правила безопасного поведения.

К Новому году, когда дети репетировали выступление на праздничном утреннике, у Надежды «возникло желание» танцевать вместе с ними. Как осуществить мечту куклы? Дети долго думали, изучали в рамках второго исследовательского проекта «Подари мечту», какие способы адаптации людей с ОВЗ существуют, а затем написали письмо в ортопедический центр с просьбой прислать инвалидную коляску для Нади. К Новому году (спасибо родителям) у куклы была инвалидная коляска, дети сами ее украшали.

Третий детский исследовательский проект «Дух в движении» был посвящен тем спортсменам-паралимпийцам, успехами которых дети восхищались зимой 2014года. Мы вспомнили их поименно, изучили их биографии, выяснили, что только сильные духом люди способны преодолевать свой недуг и становиться примером даже для здоровых людей.

В рамках этого проекта мы с ребятами вспомнили основы ЗОЖ и приняли решение о том, что обязательно будем их соблюдать, заниматься спортом, соблюдать гигиенические требования.

В настоящее время мы работаем над изучением литературного творчества писателей и поэтов с ОВЗ. В частности, знакомимся с произведениями Тамары Александровны Черемновой. В ноябре в детском саду запланировано проведение литературной гостиной по сказкам Тамары Черемновой, организованной в рамках сетевого взаимодействия с Центром образования «Дистанционные технологии» Рязанской области и Детской областной библиотекой, где помимо литературных викторин мы хотим познакомить дошкольников с элементами азбуки Брайля, показать книги для слабовидящих людей.

Надо сказать, что прошедший учебный год был пропедевтическим, я старалась подготовить воспитанников к адекватному восприятию ребят с ОВЗ.

В нынешнем учебном году мы заключили договор о взаимодействии с ОГБОУ «ЦОДТ», в рамках которого составили план совместных мероприятий, позволяющих нашим детям общаться на праздниках, участвовать в акциях добра и взаимопомощи.

Так, первой нашей встречей стал праздничный концерт, состоявшийся 1 октября, посвященный Дню учителя, где наши ребята не только выступили с поздравлениями, но имели возможность пообщаться в неформальной обстановке, поиграть с детьми, «непохожими» на них.

Могу сказать, что дети совершенно адекватно воспринимали, более того, восхищались тем, как, например, мальчик Сережа в инвалидном кресле читал рэп.

Я считаю, что начало, которое положено, принесло ожидаемый эффект, а впоследствии подобная работа станет благоприятным полем для социального становления и детей с ОВЗ, и дошкольников с нормой в развитии.

2. Педагог-родитель, педагог-педагог.

Несмотря на ожидание поддержки со стороны родителей, когда впервые я вышла к ним с идеей организации такого проекта, я встретила недопонимание со стороны 17% семей. По результатам анкетирования именно такое число родителей были против общения своего ребенка с детьми с ОВЗ.

Конечно, та совместная работа, которая была проведена в течение года, внесла ясность, на данный момент у нас в группе нет таких семей, которые не понимали бы и не принимали позицию толерантного отношения к людям с ОВЗ, позицию милосердия и добра, потому что именно «общественное мнение» семьи является решающим в мировосприятии ребенка.

Что касается профессионального взаимодействия педагогов в рамках проекта «Надежда», то в плане совместных мероприятий с ЦОДТ на 2015-2016 учебный год, помимо встреч для детей, обозначены: круглый стол «Проблемы адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьной жизни», семинар «Преемственность форм, методов, технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в ДОУ и на уроках в начальной школе в условиях ФГОС», мастер-класс для воспитателей ДОУ по организации образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ, открытый показ образовательной деятельности в детском саду в свете изучения преемственности дошкольного и начального образования.

Таким образом организован в нашем детском саду современный этап, который следует считать переходным к инклюзивному образованию и двигаться в этом направлении мы стараемся аккуратно, анализируя имеющийся опыт.

Введение инклюзивного образования, начиная с дошкольного уровня, сложный многогранный, но, все же, необходимый обществу процесс, позволяющий воспитать чувство сострадания, доброту, духовность. Поэтому мы обращаем пристальное внимание на решение этой проблемы, постепенно, поэтапно апробируем все возможные пути введения инклюзии в ДОУ.

Корали Аверс, 14 лет

Пусть нет у меня ног,

Но чувства же остались.

Я видеть не могу,

Но думаю все время.

Не слышу я совсем,

Но я хочу общаться.

Так почему же люди

Не видят моей пользы,

Не знают моих мыслей,

Общаться не хотят?

Ведь я способна думать

Совсем как остальные

О том, что окружает

Меня и всех других.

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений. Дошкольный.

Консультация для педагогов «Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста» Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста Актуальность Проблемы воспитания подрастающего поколения.

Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе» Введение В настоящее время перед всеми работниками дошкольных образовательных учреждений стоит важнейшая задача обеспечения доступного и.

Консультация для воспитателей «Формирование толерантного отношения у детей дошкольного возраста в детском саду» Исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Проблема толерантности всегда является одной.

Консультация «Формирование толерантного отношения дошкольников друг к другу» Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Определение.

Консультация «Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру» (детей раннего возраста 3–4 лет) Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью, игровой деятельностью. Все это служит основой для вхождение.

Педагогический проект по формированию осознанного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Если хочешь быть здоров. Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность. Это связано со стабильной.

Публикация в журнале «Неофит» №10 «Воспитание гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Т. Трифонова, ППФ, 4 курс (Н. рук. Т. Г. Ханова, доцент, к. пед. н.).

Тема педагогического проекта: «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста» Тема инновационного педагогического проекта: «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста» Источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 22:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД