Виктория Искра
Формирование творческих способностей детей посредством рисования и изготовления поделок
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ” Детский сад “Радуга” Искра В., В., воспитатель.
“Через сказку, фантазию, игру - через
неповторимое детское творчество-
верная дорога к сердцу ребенка. ”
Сухомлинский. В. А.
Формировать творческую личность- задача трудная.
Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка.
Именно занятия творческого характера закладывают основу для формирования отношений содружества воспитателя и детей, содружество между самими детьми.
Публикация «Формирование творческих способностей детей посредством рисования и изготовления поделок» размещена в разделах
На первых, организационных занятиях воспитатель знакомит детей с режимом дня, рассказывает им о том, чем они будут заниматься на занятиях:
Большими возможностями для развития творческого потенциала
личности обладает общественно-полезный и производительный труд.
У детей дошкольного возраста есть особенности творческой деятельности, поэтому при проведении занятий творческого характера мы имеем в виду следующее:
-только эмоционально выстроенные картинки-сюжеты могут создать у детей позитивную мотивацию, желание и стремление самовыразиться в том или ином рисунке, графическом изображении;
-выбор материала. на который будет нанесено изображение, также может принадлежать учащимся.
Доступ к различному материалу по возможности должен быть свободным:
-важно показать ребенку возможности доступных ему техник изображения.
В детском саду применимы такие виды изобразительной деятельности: “ Пальцевая живопись”,”Волшебный рисунок”.”Рисование на мокрой бумаге”,
” Набрызг”,”Коллаж”,”Объемная аппликация”,”Кляксография”,”Рисунок на мятой бумаге”,”рисунок через копирку”,”рисунок с помощью клея”,”Рисунок через стекло на бумаге”и другие виды.
Изобразительная деятельность лечит и успокаивает душу ребенка.
В рисунках, поделках отражаются настроение ребенка, его переживания,
различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознает и еще реже высказывает.
Рисунки помогают установить контакт с замкнутым ребенком.
Своеобразие выполнения рисунков, как правило, во многом зависят от возраста ребенка: обычно, чем старше ребенок, тем больше приближается к реальности и его изобразительное творчество.
При возбуждении и других расстройствах настроения в рисунках
детей могут доминировать геометрические формы, напоминающие бессюжетную мазню.
Отсутствие композиции и движения в рисунке часто служат дополнительными признаками умственной отсталости ребенка.
Рисунки малого размера,по мнению некоторых исследователей, свидетельствуют о робости и излишней застенчивости.
Изобразительное творчество ребенка не должно рассматриваться изолированно от состояния его здоровья, особенностей личности, поведения, социального окружения.
Наблюдения за рисующим ребенком также имеют большое значение для оценки его состояния.
Без внимания воспитателя не должны оставаться следующие моменты:
быстрота наступления утомления ребенка, его реакция на указания взрослых, форма и содержание рисунков, количество и скорость их выполнения и т. п.
В своей практике изодеятельность помогает ребенку выразить свои мысли, чувства на бумаге, внести что-то свое из души, минуты удовлетворения, умение выразить свое “я” на бумаге.
Например, на занятиях развития речи практикуются не только объяснения учителя, но и самостоятельные работы детей,т. е. используется интеграция в работе.
При разборе стихотворения дети лепят из пластилина колобка с ручками, с радостным лицом, а кто-то по желанию рисует красками, акварелью на мокрой бумаге.
Ребята,могут не только по шаблонам обводить, вырезать, наклеивать по образцу
Но и проявлять свою фантазию,индивидуальность, свои мечты, смекалку.
Так, например, полянку можно не только вырезать из цветной бумаги,
Но и нарисовать цветными карандашами, но и вылепить из соленого теста.
В ходе воспитательских мероприятий дети работают с подручными
материалами, пластилином, соломкой, природным материалом развивая мелкую моторику пальцев.
Тут же можно конструировать, т. е. из коробки предлагается сделать кормушку, домик без плана, без чертежа, без рисунка.
Предлагаются варианты работы с разными крупами, так, например,
работа с манкой.
Коллективная работа, где участвуют несколько человек.
На клей наносится манка, а после высыхания раскрашивается
акварелью картинка.
Дошкольники, видя свои труды, становятся на шаг выше, говоря: “Это я сделал,это моя поделка, рисунок”.
Для наиболее успешного эстетического воспитания детей, выработки у них творческого видения необходимо постоянно воздействовать на чувства школьников эмоциональными стимулами, проявлять заботу о том, чтобы занятия, воспитательские часы наполняли души детей радостью познания нового, удивлением своими творческими способностями. Труд детей на таких уроках всегда будет носить творческий характер и постоянно доставлять радость и эстетическое наслаждение.
Анализ изобразительного творчества школьников представляет собой один из приемов диагностики отклонений в их развитии и поведении.
Рисунки детей являются богатейшим материалом для диагностики уровня их развития, выявления отклонений в поведении, распознавании различных реакций на социальное окружение и т. п.
Литература:
1. Книга И. Я. Лернер. -“ Проблемное обучение “(М. Знание,1974 год)
2.”Дошкольное воспитание” №5, №6 -1999год
3.”Начальная школа”№3, №4 -2000 год
4. Книга ”Сердце отдаю детям” В. А. Сухомлинский.