Папки-передвижки

Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования

Яна Смирнова
Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования

Статья: Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Публикация «Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования» размещена в разделах

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственно-волевые качества личности. С 1,5 до 3 лет у ребенка формируется автономия, с 3 до 5 - инициатива, с 6 до 11 лет - трудолюбие. Поэтому формированию инициативности и самостоятельности следует уделять внимание уже в младшем дошкольном возрасте. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения проблемы или решения творческой задачи. Однако, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно и совсем нереально.

Таким образом, для решения данной проблемы мы выбрали одну из форм деятельности детей – конструирование – это специфический детский вид деятельности, который позволяет детям уже в дошкольном возрасте осознать себя как деятеля, творца, самоутвердиться, развить свои интересы и способности.

Детское конструирование, при определенной организации обучения может носить творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская, экспериментирования с материалом (Е. А. Флерина, Н. Н. Поддъяков, возникновения ярких и «умных» эмоций (А. В. Запорожец, что и позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников.

Но проблема в том, что в работе современных ДОУ мало представлена конструктивная деятельность, а значит, воспитателям сложно развивать творчество, одаренность у детей через этот вид деятельности. Руководствуясь программой Н. М. Крыловой «Детский сад - дом радости», где этот вид деятельности занимает одно из ведущих мест, мы хотим поделиться с вами опытом работы и научить вас конструктивной деятельности из настольного строителя.

Конструирование из строительного материала как часть игровой деятельности представляет собой интересную, но очень сложную практическую деятельность, направленную на получение результата (конструкции). Оно формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, а также развивает поисковую деятельность во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.

Также конструирование способствует формированию самостоятельности и инициативности. Самостоятельность детей раскрывается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. Только ребенок, обладающий определенной самостоятельностью, способен проявить инициативу в выборе сферы деятельности, в решении задачи своим способом. Инициативность указывает на развитие личности, особенно на ранних этапах, и проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно ее творческой составляющей. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивным видам деятельности, содержательному общению, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

В дошкольном возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изо бретательностью. Инициативного ребенка отличает широта интересов.

Основная деятельность дошкольника – игра, где проявляется воображение, эмоции радости, самоутверждение, познание, коммуникация, художественное творчество. Самое главное – играть нужно по-настоящему. Воспитатель сам должен верить в то, что делает он это впервые и по собственному замыслу. И тогда игра будет интересной и взрослым, и детям. Она будет и средством формирования умственных способностей, и средством формирования отношений.

Временной отрывок, в который дети учатся строить, может быть и во время непосредственно образовательной деятельности, может быть организован и в свободную деятельность, и в подгрупповой работе.

Для детей конструирование начинается со знакомства с деталями конструктора. Ребята при непосредственном тактильном контакте воспринимают форму, размеры, вес, цвет, гладкость или шероховатость поверхности деталей, познают свойства геометрических тел и пространственных отношений опытным путем, у них развивается мелкая моторика рук. Детская речь обогащается новыми терминами, понятиями (прямоугольник, квадрат, овал, треугольник и др., дети упражняются в правильном употреблении понятий (большой - маленький, длинный - короткий, широкий - узкий, в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз- вверх, сзади -спереди, дальше- ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. И здесь важно позволить ребенку сделать что-либо свое, новое, непохожее на постройки взрослого или других детей.

Так, для детей младшего дошкольного возраста (3–5 лет) наиболее адекватным методом конструктивной деятельности является конструирование по образцам, представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики, и их преобразование в соответствии с определенными условиями, заданными как вербально, так и через предметы.

Например, детям трех-четырех лет доступны такие несложные темы, как «Солнышко», «Домики», «Трамвайчики», «Паровоз», «Машины».

Один из основных показателей конструктивной деятельности - умение творчески создавать свои постройки. В процессе игры-конструирования на основе полученных знаний у детей формируются обобщенные представления о том, какие бывают мосты, дома, транспорт, игровые площадки, дворцы. Разные постройки развивают у детей способность замечать прекрасное, видеть красивое, ценить что имеешь. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки.

Для осуществления конструктивной деятельности нужна правильная организация среды и большая подготовка дополнительного материала. Это и дополнительные и вспомогательные материалы для украшения построек, которые дети изготовляют совместно с воспитателем или родителями в свободной деятельности.

Это атрибуты для обыгрывания построек, сюжетно-ролевых игр: машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, фонтаны, дороги, Если ребенок, организует себе среду, он учится культуре труда, что тоже очень важно для его дальнейшего развития. Необходимо приучать ребенка по окончании работы разбирать постройку сверху вниз, носить по одной, две детали и ни в коем случае не ломать, не рушить построенное. Конструктор хранится на специальных полках, чтобы дети знали, где что лежит и могли в блоке самостоятельной деятельности свободно найти необходимое оборудование.

При постройках из конструктора необходима задумка «А зачем мы это делаем? О ком заботимся». В процессе построения необходимо задавать вопросы: «Вот какие дома, а окна нужны? А зачем? А дверь нужна? А зачем? А это удобно?» При этом нужно давать ребенку самому решать поставленные задачи, формировать логическое и умственное мышление.

Конструктивная деятельность тесно связанна с физическим развитием ребенка. Во время осуществления своего замысла ребенок находится постоянно в движении: то надо принести кирпичик, то дощечку, то цилиндр. А это к тому же развивает глазомер, ловкость, координацию движений и ориентировку в пространстве.

При этом формируются моральные качества личности, ведь результатом замысла станет материализация заботы о матрешках, дочках, лошадях, мишке. Дети учатся вместе выполнять общую работу, распределять обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь. У них воспитывается сдержанность, самостоятельность, ответственность, настойчивость.

Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по схеме, по замыслу. При конструировании по схеме ребенок воспроизводит представленную ему схему (например, построить маленький дом или большой). При конструировании по замыслу дети сначала рассказывают, что будут строить и из чего.

Продолжение конструктивной деятельности идет в игре. Вот девочки решили позаботиться о куклах, а стульев нет. «Возьми куб и кирпичик и построй стул», - предлагает воспитатель, и дальше дети уже сами делают стол и кровать, но сначала этому они учились у воспитателя, так как в младших группах ребенок на основе показа взрослого проявляет желание учиться и делать так же как взрослый, это называется «Театр воспитателя», что само собой мотивирует а далее формирует самостоятельность и делает ребенка более инициативным во всех видах его деятельности.

Подводя итоги, хочется отметить, что целенаправленная и систематическая работа по развитию творческой инициативы в процессе занятий конструированием у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию творческой личности ребенка, развитию его интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формированию дружеских доверительных отношений со взрослым.

Инициативность — лучшее свидетельство развития личности, особенно на ранних этапах ее развития, важнейший показатель детского интеллекта, всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.

Творческую инициативность необходимо развивать уже в младшем дошкольном возрасте, когда происходит самоутверждение ребенка.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.

Литература:

1. Крылова Н. М. «Примерная образовательная программа по дошкольному образованию».2014.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1983.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М. : изд-во "Институт практической психологии", 1995.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие любви и интереса к книге в младшем дошкольном возрасте» Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрастеРазвитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Методика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрастеМетодика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрасте Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.

Конспект занятия по формированию представлений о правильном питании в младшем дошкольном возрасте Конспект занятия по реализации здоровьесберегающей деятельности в младшем дошкольном возрасте. Тема: Познание здорового образа жизни для.

Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте «Волшебные листья» Тема проекта: «Волшебные листья».Цель:показать, что листья разные по величине, цвету, форме, тонкие, шуршат, что листья можно использовать.

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте Я работаю по теме самообразования «Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте». Цель моей работы: способствовать своевременному и.

Семинар-практикум для педагогов «Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте» Цель: Познакомить молодых педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности.

Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте» «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте» В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 12:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД